Искусство изготовления каламкаров впервые возникло в Персии во времена Сефевидов, в XVI в. Именно в те времена ремесленники Исфахана изобрели новый способ нанесения красок на ткань – с помощью резных деревянных штампов. Штампы для нанесения краски делаются из ценных пород дерева.
Они бывают самых разных видов и размеров, а их стоимость порой очень высока, в зависимости от искусства резчика и красоты картинки.
Сначала мастер скрупулезно наносит на ткань черный рисунок, вручную многие десятки раз прикладывая штампы к ткани.
Далее, следуя линиям основного рисунка, ткань "раскрашивают" штампами, нанося традиционные цвета: красный, синий, коричневый и желтый.
Существуют и двухцветные каламкары, - когда, например, используются исключительно оттенки синего или зелёного цвета.
Сама хлопчатая ткань отличается хорошим качеством. Как правило, её обрабатывают дубящими веществами, – отсюда и характерный кремовый оттенок. Такая ткань не изнашивается годами; она немаркая и легко стирается. После нанесения рисунка ткань долгое время кипятят, (в Исфахане это делают в больших котлах на берегу реки Зайянде-руд), а затем опускают в холодную речную воду. Иногда десятки, а то и сотни каламкаров оставляют на просушку на берегах реки - зрелище завораживающее! Ткань обрабатывают так для закрепления красок, которые после такой обработки удалить уже нельзя. Они рассчитаны на яркое солнце Персии, и потому с годами не тускнеют и не страдают при стирке.
Традиционно сефевидские рисунки на каламкарах включают цветочные орнаменты, "огурцы" и арабески, но в каджарскую эпоху добавились и другие популярные узоры. И по сей день из этой ткани делают красивые салфетки, скатерти, (круглые и квадратные), сумки и даже шьют одежду.
Комментарии
спасибо!
Кто-бы объяснил - почему это !
Комментарий удален модератором
Кстати, Каламкаровы, весьма распространенная фамилия в России.