РОМАН С РОССИЕЙ

Капельки снега
Над набухшею почкой
И хлопья дождя

У Дани роман с Россией. Так он сам мне сказал, когда я спросила, зачем ему учить русский. Причем роман явно счастливый: ведь любовь может быть безответной, но то, что она случается с тобой, – уже чудо. И это чудо освещает все, на что ни падает взгляд... Нет, все-таки надо по порядку.

Итак, Даниэль Ково: уроженец Израиля, всю свою юность провел в библиотеках (а в школе и университете, говорит, был лентяем и кошмаром преподавательского состава), служил, естественно, в армии – в боевых частях, между прочим, которые вынесли испытания несколькими войнами, – потом стал одним из самых авторитетных израильских журналистов, специализирующихся на экономических вопросах, создателем и первым редактором очень серьезной газеты «Глобс». А лет пятнадцать назад он и трое его коллег основали свою фирму, специализирующуюся на пиаре, суть которого сводится к доведению до сознания читающей общественности особенностей экономической политики различных фирм и банков. В общем, вы уже представили, да? Этакий капиталистический бизнесмен, солидный человек, для которого вершина эстетики (а может, и этики) – стройные и логичные столбцы цифр (отражающих определенные денежные суммы, чем больше, тем лучше), а шаг влево – шаг вправо от «ком-иль-фотного» образа поведения не только приравнивается к побегу, но и является верхом бессмысленности, а значит, и неприличия.

Так вот на самом деле все происходит с точностью до наоборот. Если бы мне нужно было как можно более кратко характеризовать Даниэля – Дани, то, наверное, первыми в голову пришли бы два слова: незаурядность и непредсказуемость. Да, и еще одно: ему крайне интересно жить, и живет он страстно, жадно, неэкономно. Ну, представьте себе специалиста, который, являясь одним из лучших в своей области, далеко не в юном возрасте рискует отказаться от этого – уже имеющегося! – успеха и начать (не вынужденно, а по своей воле, между прочим) совершенно новое для себя дело. Представьте себе бизнесмена, который на пятом десятке своей жизни начинает учиться рисовать. Представьте, наконец, владельца фирмы, который в том же возрасте может влюбляться с первого взгляда, и влюбляется в Россию, в Москву, и не может выразить словами (нужны кисть и краски!) тот эмоциональный всплеск, который вызвала у него эта странная страна и еще более странная, суровая и экзотическая для него, завораживающая и не отпускающая от себя природа... Прагматичного журналиста, который объездил минимум полмира и говорит, что всегда будет смотреть на Россию сквозь розовые очки; обаятельного и общительного человека, который, свободно владея семью языками и умея, благодаря вышеуказанным особенностям характера и богатому журналистскому опыту, объясниться даже с дикарем племени тумба-юмба, начинает учить восьмой – один из самых трудных, русский, – только затем, чтобы разговаривать с рожденными в этой далекой земле на равных... Да, это все он же, Дани.

При этом сутки у него растягиваются почти до бесконечности, потому что спит он в среднем часа по четыре, а встает рано-рано – тогда можно побыть один на один с рассветом. А потом – дела фирмы, и обязательная работа в студии, и семь десятков огромных полотен, и третий десяток персональных выставок, и мечта проехать Россию с запада до Дальнего Востока, и – поиск, поиск, поиск...

Итак, почти одновременно – две новые страсти (не берусь судить, какая пламеннее, но то, что обе всерьез и надолго, – точно): живопись и Россия (под этим словом в "зарубежье" обычно подразумевают практически весь бывший Советский Союз). И начинается новая жизнь.

Метаморфозы:
Ночь разбудила весь мир
Сияньем берез.

Но и здесь Дани остался верен себе. Художница, у которой он брал уроки живописи, учила его изображать все так, как есть «на самом деле», то есть совершенно не используя воображения. В России происходили события, от которых становилось не по себе даже ее коренным жителям, не то что заезжему иностранцу. Дани же, осваивая свой художественный мир, перепробовал большую часть существующих художественных направлений и жанров; он при малейшей возможности едет в Россию, главным объектом его картин становится русская природа, увиденная глазами израильтянина (Израиль – практически вечное лето, песчаная пыль и трескающаяся земля, пустыни, моря, горы, осушенные вручную болота, зеленеющие под специальной пленкой поля, декоративное буйство зелени в городах), объехавшего огромное количество стран (песок на пустынных пляжах Атлантики – готика старой Европы – отблески солнца на пенных волнах, омывающих Кипр, – туман и трехсотлетние газоны Альбиона), а главным «орудием труда», конечно же, воображение.

У Дани поистине глаз художника, который, «не замыливаясь», воспринимает весь мир – и показывает его нам. А главные в этом мире – Красота, Любовь – и непостоянство, и чуточку грусти... Вот комната: стул, полузакрытое шторой окно – и...
Нежно раскрылся
Бабочки первый цветок.
Вот-вот улетит.

Откуда, зачем? Почему на спинке стула? Да и бабочка ли? Просто хрупкое чудо – дар жизни.

А ведь замечать, принимать и ценить такие странные и бесценные дары – тоже редкий талант. Дани наделен им в полной мере, хотя всегда, в очередной раз по-новому воспринимая давно известное и изумляясь этой неожиданной грани (а вы, кстати, еще не разучились удивляться?), он помнит, что это не может принадлежать одному человеку, что красота вообще не имеет хозяина. И осенние кони, чуть не по шею зарывшиеся в листву, не знают узды:
Рыжее счастье –
Вот, в Красном море листвы.
Но не приручить.

Цветок – мотылек – блики света и тени – женщина (лица не видно, но знаешь – это она!) – движение – дразнит и манит – суть мира.
Как тень мотылька,
Дерзкая женщина Жизнь...
Иль он – ее тень?

Наверное, правы были древние греки: свою судьбу мы несем в себе. Вот и характер Прекрасной Дамы художника похож на его: непредсказуем, неудержим, многогранен, полярен. Она всегда – загадка, как колдовство двух цветов, черно-белой палитры:
Нет света без тьмы.
Как разделить Янь и Инь?
Береза, ответь!

Конечно, людям, которые выросли среди этих берез, зимней наготы деревьев, осеннего шквала красок, нежных клювиков юных листочков, пробивающих скорлупу почки, которые с детства писали сочинения по картинам Шишкина и Левитана и по школьной программе «проходили стихи Есенина», трудно представить, что все это может поражать воображение пришельца из страны, где кроны деревьев всегда пышны, где круглый год что-то цветет, а листья могут желтеть только от жары. Думаешь – ну природа, ну красиво, но что здесь такого? Ведь этого много вокруг, и оно навсегда! А ведь нам только кажется, что в жизни будет еще много свежего сена и парного молока...

Два блика красы...
А могло и не быть их
За целую жизнь.

(Материал был опубликован в журнале «Дикое поле» №3, 2003 г.)
Комментарии
Немного зацепили слова про "не взаимную любовь". А всегда ли любовь должна претендовать на взаимность? У меня например не взаимная любовь к странам Прибалтики. И что? А много ли взаимности между государством и населением в самой России или в других странах, в Китае, например? А может в Индии, Пакистане?
Картины замечательны до волшебности.
Но мне Ваш художник уже запал в душу. У него в картинах много индивидуальности и мысли, очень точно избирающий взгляд.
Колоссально индивидуальное вИдение, свежий и какой-то поэтический взгляд на казалось бы банальные ландшафты.
Я бы тоже сходил на его выставку.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
:-)
Наташ, это один из самых лучших постов в ГП... Праздник для души и ума... Спасибо большое!:)))
Хотела поставить минус Заместителю главреда, но я у него нахожусь в ЧС:))))
А что касается Зам... Дам... Дам, но не вам, то всякое уважаемое сообщество должно иметь своего тролля! То есть это показатель статуса. Так что его (её) надо холить и лелеять. Но главное - делать это молча, не вступая в дискуссии. :-)
О тех, кто обсуждает, самое мягкое - ноль понятий и полное отсутствие худ. вкуса
Извините что вмешалась в вашу "великосветскую" беседу
Комментарий удален модератором
Конечно, помогла и бабушка - развитию их, и росту!
И - самые добрые вам обоим пожелания!
Спасибо за встречу!
Простите великодушно!
Тем паче - Жить и Здравствовать Вам - долго-долго-долго!!!!!!!!!!!!!
Спасибо, Наталия! Интересно, изменилось ли отношения художника к России, за истёкшие 9 лет?)
А если художник заинтересовал, то вот:
http://www.facebook.com/daniel.covo.75
И рассказ о нем очень живой и теплый, спасибо за знакомство!
Конечно, для него это праздник - встреча с той самой, любимой Россией!
Комментарий удален модератором
А вот и Дани:
Комментарий удален модератором
Очень интересен взгляд на красоту России человека из страны, где "только лето и лето" (цитируя Стаса).
И ещё, Наташа. Почувствовала твою любовь и боль.
И в мечтах безнадёжно-привычных
Чей-то голос, до боли родной,
Скажет: "Хватит хлебов заграничных!
Тройка подана! Едем домой!" (тоже Стас).
Дани очень похож на "книжных детей", о которых пел Высоцкий. На тех, которые не стали "книжными червями", но впитали в себя лучшее из этих книг - и поэтому никогда не могут стать успокоенными и равнодушными. А учитывая, что он еще и наделен многими талантами, получается очень яркая, незаурядная личность.
Что же касается моих чувств... Это, скорее, тоска по тому образу жизни, которого уже не будет, вне зависимости от места пребывания конкретного физического лица.
Наша Богом забытая деревня (в 40 км от Москвы) с чьего-то перепугу вошла в числе многих в столицу. Вывески-то поменяли, а вот всё остальное ещё долго придётся менять. Это такая прорва бумажной работы! И всё надо было сдать ещё вчера...
А суть тоски я понимаю - не совсем по месту, а скорее по времени, "когда мы были молодыми"...
Р.S. А мы не на ТЫ?
О, борьба с бумагами - это почти как борьба с финансовой пропастью по длительности и утомительности.
Здесь дело даже не в молодости как таковой, а в образе жизни, "гнезде", друзьям... Стране, которая умерла... Даже у моей старшей дочки и ее мужа это чувство осталось, а они ведь люди довольно молодые. У младшей - нет.
А если ещё и наложение этих категорий!..
Но суть не в этом, что толку в анализе. А вот ностальгия - она живая, она в сердце...
ЖивопИсь такая, если честно, мне не очень нравится. Дома на стенку я б такое не повесил... )) Но настроение чувствуется, и что душа вложена - тоже...