Несмотря на реформы последних 20 лет, пенсионная система России не только не преодолела ряд существенных болезненных проблем, но и приобрела новые, которые хорошо известны и изложены, например, в «Стратегии-2020».
На эти вызовы должна была ответить «Стратегия развития пенсионной системы до 2030 г.», разработанная Минтрудом.
Многие положения этого документа оказались близки идеям «Стратегии-2020»: трехуровневая модель пенсионной системы, ориентированная на разнодоходные категории; реформирование досрочных пенсий; неувеличение нагрузки на бизнес; участие работника в пенсионных накоплениях; расширение состава институтов, формирующих пенсионные накопления; содействие развитию добровольных пенсионных накоплений и др.
Вместе с тем документ Минтруда обошел стороной ряд принципиальных вопросов, например поэтапное повышение пенсионного возраста и механизмы стимулирования более позднего выхода на пенсию, в том числе за счет введения ограничений на размер суммы пенсии и зарплаты работающего пенсионера. Не ясна и судьба пенсионной формулы. По нашему убеждению, без решения этих вопросов достичь декларируемых в стратегии целей не представляется возможным.
Накопительная система: быть или не быть?
Наиболее дискутируемой оказалась судьба накопительного компонента. Это и понятно: выбор, обозначенный в подзаголовке, стратегически важен. Кроме того, изменения в накопительной составляющей наносят ущерб финансовым структурам, которые в течение 10 прошедших и еще 10 предстоящих лет будут только получать доходы от нарастающих пенсионных накоплений, не производя практически никаких выплат.
Постараемся посмотреть на ситуацию максимально объективно.
Безусловно, отказ от института накопительных пенсий может повлечь серьезные экономические и институциональные последствия, о чем справедливо предупреждают многие эксперты. Но одновременно следует признать факт, что накопительный элемент не смог выполнить ту роль, которая ему отводилась на старте пенсионной реформы в 2001 г.
Десять лет назад ожидалось, что в новой пенсионной системе накопления смогут стать панацеей от ухудшения демографической ситуации и источником длинных инвестиционных ресурсов.
Панацея от плохой демографии?
Но действительно ли пенсионные накопления спасают от надвигающегося «демографического креста», когда численность пенсионеров сравняется с численностью работающих или даже превысит ее?
Сейчас около половины пенсионных накоплений инвестировано в гособлигации. То есть оплата накопленных обязательств будет производиться за счет налогов. При такой структуре инвестирования в кризисный демографический период (а он примерно совпадет с периодом массовых выплат накопительных пенсий) финансирование как солидарной, так и половины накопительной пенсии будет иметь один и тот же источник.
Не спасают и остающиеся 50% накоплений, так как из этих средств примерно половина находится на депозитах в банках и лишь оставшаяся половина (около 23%) инвестирована в корпоративные облигации. В условиях роста числа пенсионеров будет расти объем средств, необходимых для выплаты накопительной пенсии, а значит, будет расти и предложение на продажу корпоративных бумаг. Снижающееся же число работающих при прочих равных условиях будет негативно влиять на объем производства и прибыли предприятий. В результате возникнет риск снижения стоимости активов и, соответственно, пенсионных накоплений, инвестированных в реальный сектор.
Таким образом, имеются серьезные сомнения, что накопительная составляющая сыграет роль демографической подушки.
Одновременно с этим у солидарной системы есть резервы повышения устойчивости, например за счет сокращения огромного теневого..
Комментарии
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) :
Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2122-I от 27 декабря 1991 г.
http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1157721
"2. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации (это когда был РСФСР, и госбанк был государственным). Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат."
Вот так: в состав бюджета не входят, подчиняются центробанку, кот. в свою очередь подчиняется ФРС США.
Вот так, никому не подчиняются, пенсии считают, как хотят, деньги наши тратят не считая.
Так что это никакой не государственный фонд, а непонятно чей. Из бюджета страны он выведен. Не потому ли там так много хищений и растрат?