Свидетельство Белоцерковского универсала 1648 года

На модерации Отложенный

Еще одним интересным свидетельством относительно этнической принадлежности варягов, является Белоцерковский универсал, написанный Богданом Хмельницким 28 мая 1648 года.

Этот универсал был составлен после победы запорожских казаков над польскими войсками при Желтых Водах 5-6 мая 1648 года и под Корсунем 15 мая 1648 года.

В конце универсала есть следующие строки:

«А естьли Король, ижъ есть войску всему глава, самъ въ войску Польскомъ проти†насъ не пойдеть, то пановъ Польскихъ и ихъ многособраннаго войска, яко тЂла, альбо ока безъ главнаго наймнЂйше устрашитися не хотимо. Бо, ежели ветхій Римъ, иже всЂхъ Европейскихъ градовъ матерію нарещися можеть, многими Панствами и Монархіями владЂвый и о шести стахъ четыредесяти и пяти тысячей войска своего древле гордившійся, съ давнихъ оныхъ вЂковъ далеко меньшихъ противъ помянутой воинственной силы Римской, валечныхъ Русовъ изъ Русіи, отъ поморія Балтійскаго альбо НЂмецкаго, собранныхъ, за предводительствомъ Князя ихъ, коль былъ взатый и четырнадцать лЂтъ обладаемый, то намъ теперь гвалтомъ оныхъ древнихъ Русовъ, предковъ нашихъ, кто можеть возбранити дЂльности воинской и уменшити отваги лицарской? Що вамъ, братіи нашей, обще всЂмъ Малоросіянамъ, предложивши и до разсужденія здраваго подавши, поспЂхъ вашъ къ намъ въ обозъ, подъ БЂлую Церковь, прилежно и пильно жадаемъ, и инъ же упрійме зычимъ отъ Господа Бога здравія и благополучнаго во всемъ узнати поваженія! Данъ въ обозЂ нашемъ подъ БЂлою Церквою, 1648 года, мЂсяца Маія 28 дия.»

Призывая малороссиян к борьбе с польской оккупацией, Богдан Хмельницкий обращается к истории и напоминает про их предков, русов, которые во главе с их князем прибыли из Русии, от поморья балтийского или немецкого.

Речь в данном отрывке, конечно, идет о Рюрике и его братьях. И  как видно, территория, откуда прибыли русы-варяги, называется Русией и относится к немецкому поморью, которое и сейчас называется Померанией. Как известно, Богдан Хмельницкий сначала учился в Киеве в братской школе, а затем в Ярославе и Львове в иезуитском коллегиуме, т.е. на западе малороссийских земель. Богдан Хмельницкий не был историком, и не создавал никаких исторических ученых концепций. Сам он специально не исследовал вопрос о варягах. Тем и ценно его свидетельство, так как оно отражает те представления, которые были в  середине XVII века на юго-западной Руси среди образованных людей. Это представление вполне согласуется с летописными свидетельствами, такими как из Ермолаевского списка,

(«она бо бе рода кнезей Сербских зъ Кашубъ, отъ помория Варязкаго, от Стараго града за Кгданскомъ» Ипатьевская летопись (по Ермолаевскому списку) ПСРЛ т.2.) и показывает, что в XVII веке как в Малороссии, т.е. юго-западной Руси не было представлений о варягах как скандинавах. Эта ученая мистификация появилась только после того, как ее начали распространять немецкие ученые в России в XVIII веке, которые в свою очередь начитались шведских придворных историков, крайне заинтересованных в создании этой мистификации.