Третий срок президентства Владимира Путина уверенно набирает обороты. Уже намечены основные тренды его правления на ближайшие пару лет. Власть сосредоточена на решении локальных задач — обуздании оппозиции, подготовке к преодолению последствий мирового экономического кризиса. При этом работу, ориентированную на длительную перспективу, если не считать накопления финансовых резервов, Кремль, по ощущениям, не ведет.
Судя по всему, руководство страны не задумывается над глобальным вопросом: «а что будет со страной, когда очередной президентский срок Путина подойдет к концу?» Ведь может статься, что президент и его окружение, веруя в абсолютную свою правоту и безграничное могущество, собственными руками создадут «Проблему-2018». Проблему, которая может обратиться для страны в исторический год проведения Чемпионата мира по футболу в полный коллапс по всем направлениям.
Думал ли Путин в тот момент, когда президент ФИФА Йозеф Блаттер объявлял будущую страну-хозяйку футбольного форума, о том, кто будет принимать это грандиозное событие в качестве главы государства? Возможно, да. И, скорее всего, думал он о том, что принимать его будет сам. Тогда, в декабре 2010 года, так могло показаться многим. Был вариант второго президентства Медведева до марта 2018 года и третьего путинского, которое бы только начиналось. А ЧМ по футболу традиционно проводятся в июне. В общем, все казалось логичным. Сейчас же такой сценарий видится едва ли не сюрреалистичным. Шансов принять ЧМ в качестве главы государства у Путина практически нет.
С конца 2010 года многое стало другим. Наметившийся в период думской кампании 2011 года и выборов президента 2012 года кризис политической системы стал откровением для власти. Рост протестных настроений в обществе, апофеозом которых стали митинги на Болотной, изменили Россию. С одной стороны, оппозиция ничего не добилась: Путин не отказался участвовать в выборах и победил в них. С другой стороны, новых болотных не миновать, приговор же панк-группе «Pussy Riot» стал прекрасным козырем оппозиции, страдавшей в последнее время кризисом идей. Власть сама ставит себе ловушки, новых поводов «болотникам» надо лишь подождать.
На этом фоне все более отчетливо видно: ахиллесова пята путинской России именно в том, что все в ней слишком завязано на одном человеке. Нет, роль личности в истории никто не отменял, да и о культе личности говорить неуместно, но эффективность системы управления любым государством во многом определяется тем, насколько безболезненно происходит в ней смена ключевой фигуры, обеспечивается реальная поддержка основного курса политической стратегии. Так, как это происходит, например, в США или во Франции.
Сможет ли Путин в 2018 году снова «назначить преемника»? Есть ли смысл в его четвертом президентстве и каковы шансы на него? Особенно с учетом того, что продолжительность нахождения Путина у власти сравнивают с брежневским застоем. Чего же ждать в 2018 году?
С Путина, как главы государства, спрос большой. Он руководит страной уже без малого 12 лет. Его бытность премьером можно смело зачесть в этот «трудовой стаж». В рамках тандема с Дмитрием Медведевым, он, мягко говоря, был не на вторых ролях. И возможности заложить фундамент на отдаленное будущее, спроектировать универсальную модель управления страной, не зависимой от одной личности, у Путина были.
Да, надо было наводить прядок в стране, пополнять госказну, бороться с терроризмом, повышать зарплаты бюджетникам, модернизировать социальную сферу, поднимать престиж на международной арене. Было немало других трудностей — кризис, война в Южной Осетии, терроризм и многое другое. Но в целом все складывалось настолько неплохо, что мысли о том, что все могло бы быть иначе, без Путина, пусть и очень нескоро, вряд ли возникали в Кремле. Трудно представить, что велась какая-то серьезная работа по созданию универсальной системы власти в России. Да, формально она есть и заложена в Конституции.
На деле же мы получили не только отсутствие попыток преодолеть сырьевую зависимость экономики, но и некую «путинозависимость» всей страны в целом.
А путинская система управления страной уже сейчас находится в кризисе. Кремль по старой привычке закручивает гайки, не понимая, что тем самым только усугубляет свое положение. Многие сторонники Путина, искренне поддержавшие его на выборах в марте этого года, ждали его на президентском посту в обновленной версии, с новыми, более широкими взглядами. Но этого не случилось. Одновременно на фоне протестных коллизий вероятна вторая волна кризиса экономического, а это вызов куда серьезнее. Сможет ли власть вновь относительно благополучно пройти его, как в первый раз?
Если не сможет, то есть риск, что Путину, вероятно, и до конца президентских полномочий не удастся удержать пост. И «проблема-2018» получит другую дату. Если сможет, то агония путинской системы только продлится. В итоге это приведет к тому, что в 2018 году стране придется начинать жизнь во многих сферах — особенно в политике и экономике — едва ли не с нуля. В экономической сфере последствия могут быть катастрофическими — курирующие различные сферы влияния властные фигуры отойдут от дел, и это чревато новым переделом собственности, то есть едва ли не возвратом в «лихие 90-е», память о которых в путинскую эру заклеймена вечным позором.
Какие на то могут быть основания? Да самые простые. К примеру, в 2016 году из тюрьмы выходит противник Путина номер один — Михаил Ходорковский. У него достаточно времени набрать сил и подготовиться к выборам-2018. Наверняка, Кремль, когда окончательно придет понимание того, что Путин на выборах 2018 года победить не сможет, подготовит преемника. Опять Медведева? Вряд ли. Будучи действующим президентом, он отказался идти на второй срок, признав, что он не самый популярный политик в стране. Сейчас шансов поднять свою популярность у него еще меньше, чем раньше. Собственно, персоналия не так уж и важна. Важно, что она будет ассоциироваться с путинской системой и, как вариант, не очень популярна в массах.
Допустим, на выборах побеждает Ходорковский. Бывший олигарх становится президентом, его команда, придя к власти, начинает заново делить пирог, поделенный еще в начале нулевых. Страна постепенно скатывается в 90-е, к состоянию раннего (или позднего, что не так важно), Ельцина. Россия — снова сырьевой придаток США и Европы, на фоне эфемерных гражданских свобод пустые прилавки магазинов и разгулявшийся бандитизм. Власть Ходорковского-президента слабеет, уже никакие транши МВФ его не спасут. Народ выходит на улицы, начинается русская версия арабской весны. Кровь, революция, гражданская война.
Это только один из вариантов, вероятно, самый негативный. На деле все может быть гораздо оптимистичнее. Во всяком случае, до 2018 года у власти есть шанс все исправить. Например, провести прозрачную приватизацию госактивов. Де-факто, а не де-юре, убрать чиновников из госкорпораций и частного крупного бизнеса, отпустить предпринимателей в свободнее плавание, в общем, сделать все, чтобы исключить любую возможность передела в постпутинской стране.
В политической сфере есть надежда на формирование одной-двух реальных партий правого или правоцентристского толка. Учитывая устоявшуюся КПРФ, этого бы хватило для создания стабильной двухпартийной системы, доказавшей свою надежность в тех же Штатах. Можно создать и трехпартийную систему наподобие британской или германской. Сумеет ли «Единая Россия» выжить в такой конфигурации — вопрос дискуссионный. Но рассматривать ее как часть устойчивой партийной системы на долгосрочную перспективу весьма затруднительно.
Чтобы такие изменения произошли, нужно, чтобы Кремль прекратил практику ручного управления политической системой — практику, доведенную до автоматизма бывшим первым замглавы Администрации Президента РФ Владиславом Сурковым, которая неплохо работала в России более 10 лет. Практику, которая себя исчерпала, свидетельством чего стал рост протестных настроений и отставка Суркова с поста «главного серого кардинала» российской внутренней политики.
Конечно, кандидат от власти должен быть, и готовить его необходимо. Варианты могут быть самыми разными. Поговаривают, что таким преемником может стать вице-премьер Дмитрий Рогозин, сделавший в последние годы феерическую карьеру. Возможно, это будет кто-то иной. Время определиться есть. Есть оно и для того чтобы обеспечить стране стабильное будущее на годы вперед. Главное, чтобы власть не жила по принципу «после меня хоть потоп».
Илья Филатов
Фото: © РИА Новости, автор Рамиль Ситдиков

Комментарии
Вместо одного морального урода Пукина, поставят другого ???
Пусть эти скоты еще попробуют доживут до 2018 ...
Бог накажет этих иродов надеюсь намного раньше !!!
Не будет Русский народ терпеть этих упырей еще 6 лет !!!
Комментарий удален модератором
мда, а еще можно создать политическую систему по образцу племени мумбо-юмбо, после соответствующих измерений провозгласить вождя.
Самое реальное - изобрести таблетки от жадности и всему правительству, думе, чиновникам раздать под видом витаминок.
Чего бы это еще придумать???
Кто вместо Путина? Хватить болтать попусту– на сегодня никто. Инвектива
gidepark.ru/user/3471837089/content/1427104#comment_17490010
Полундра, земляне! Уровень опасности - красный. Беда уже у каждого порога..."
gidepark.ru/user/3471837089/content/1462145