Количество противников оружия снизилось

«Глас Рунета» предложил российским интернет-пользователям выразить свое отношение к проблеме гражданского оружия. В онлайн опросе приняли участие около 2900 респондентов. Данные этого исследования показывают, что сторонниками легального оборота огнестрельного оружия для гражданских лиц являются около 70% активных росийских интернет-пользователей, что составляет примерно 42 млн. взрослых россиян.

Напротив, четверть опрошенных отвергают право граждан на вооруженную самозащиту. И по сравнению с нашим аналогичным опросом годичной давности исследователи  отмечают некоторое сокращение доли противников гражданского оружия (с 31% до 26%).

Однако, следует отметить, что большинство сторонников легального оборота огнестрельного оружия для гражданских лиц допускают его ношение лишь при жестких ограничениях (41%) или не допускают такого ношения вообще, требуя от владельцев огнестрельного оружия хранить его дома (19%). Не более 10% опрошенных считают возможным допустить как хранение, так и свободное ношение огнестрельного оружия.

Несмотря на негативный российский опыт применения разрешенного законом травматического оружия, сторонники легализации рынка огнестрела для гражданских лиц ратуют главным образом за легальный оборот этого «гуманного» оружия - с патронами травматического, газового и/или светозвукового действия (55% в 2011 году и 54% в 2012 году). Сразу же за ними выстроились те, кто допускает легализацию короткоствольного нарезного оружия с возможностью ведения одиночного (43% в 2011 году и 49% в 2012 году) и автоматического (26% в 2011 году и 29% в 2012 году) огня. И еще 15-20% рассматривают в качестве допустимого оружия самообороны традиционный охотничий «гладкоствол».

За легальный оборот огнестрельного оружия настойчивее всех выступают те, кто уже им обладает и те, кто намерен им обзавестись: из их числа выступают за право не только приобретать, но и носить при себе огнестрельное оружие при определенных ограничениях 49-57%, и совершенно свободно 14-24%. Напротив, среди тех, кто не имеет и не намерен обзаводиться оружием сам, лишь 24% допускают для других граждан такое право, зато 51% твердо убеждены в том, что за безопасность граждан должно отвечать государство. Другой примечательный факт состоит в том, что легальное приобретение огнестрельного оружия при условии его хранения дома набирает почти равную долю (17-20%) сторонников и среди тех, кто уже обладает оружием, и среди тех, кто намерен им обзавестись, и среди тех, кто не намерен обзаводиться оружием. То есть, вариант с хранением приобретаемого оружия дома мог бы стать основой для общественного консенсуса.

Легко ли жить без нагана? Каждый из российских интернет-пользователей, принявших участие в онлайн опросе, решал для себя эту задачу учитывая множество обстоятельств. В первую очередь, конечно, оценивалась криминальная обстановка и способность правохранительных органов защитить гражданина. Увы, за прошедший год с момента нашего аналогичного опроса уровень доверия к ним едва-едва повысился. На каждого доверяющего правохранительным органам приходится в 2,5 больше тех, кто относятся к ним с недоверием, а на каждого верящего в способность полиции (милиции) обеспечить личную безопасность гражданина приходится в 4,7 раз больше не верящих в это.

Рядовой гражданин судит о работе правохранительных органов прежде всего по работе полиции. Среди тех, кто совершенно и скорее не доверяет правоохранительным органам, 83% и 34% соответственно негативно оценивают способность полиции обеспечить их личную безопасность. В то же время, доверие к правоохранительным органам в целом, не переносится автоматически на полицию. Так среди тех, кто «совершенно» доверяет правоохранительным органам, 58% "совершенно" и 29% «скорее» уверены в способности полиции обеспечить личную безопасность граждан. Среди тех, кто «скорее» доверяет правоохранительным органам, лишь 48% переносят свою уверенность и на полицию.

Чем более негативную оценку дает респондент правоохранительным органам в целом и полиции (милиции) в частности, тем более настойчив он в требовании права приобретать на законных основаниях огнестрельное оружие для самообороны, а также права не только хранить приобретенное оружие дома, но и носить его при себе.

Данная зависимость сохраняется для респондентов с любыми демографическими и социально-статусными характеристиками.

Примечательно, что среди тех, кто крайне отрицательно оценивает деятельность правоохранительных органов в целом, 11% уже обзавелись хотя бы одним «стволом», а 52% намерены сделать это в будущем. Лишь 21% среди этих граждан не имеют ни оружия, ни намерений его приобретать. Напротив, среди тех, кто полностью доверяет правохранительным органам, 24% уже имеют оружие. Вероятнее всего, многие из этих респондентов имели в прошлом или имеют в настоящем некоторое отношение к деятельности указанных органов.

Аналогичное влияние на отношение пользователей Рунета к оружию оказывает оценка ими способности полиции защитить гражданина. Среди тех, кто совершенно не уверен в этом, 11% уже обзавелись хотя бы одним «стволом», а 53% намерены сделать это в будущем. Лишь 36% среди этих граждан не имеют ни оружия, ни намерений его приобретать. Данная зависимость, впрочем, естественна, так как большинство людей следуют нехитрому житейскому правилу «не уверен - не обгоняй». Среди тех, кто верит в способность полиции защитить гражданина, 21% уже обзавелись «стволами».

Стремление обзавестись огнестрельным оружием может подстегнуть или затормозить уверенность в том, что имея при себе огнестрельное оружие, в случае опасности, вы сумеете его эффективно применить. Большинство опрошенных «совершенно» (29% в 2011 году и 21% в 2012 году) и «скорее» (31% в 2011 году и в 2012 году) уверены в своих силах. И если среди первых 22% собираются приобрести оружие в ближайшее время, а 62% - в будущем, то среди тех, кто в своих стрелковых способностях «скорее» или «совершенно» не уверен, соответственно 48% и 78% не собираются становиться владельцами огнестрельного оружия.

Уверенность респондента в том, что с наличием под рукой огнестрельного оружия, повышается уровень его личной безопасности, наиболее заметно влияет на желание приобрести это оружие. Среди тех, кто «безусловно» и «скорее» разделяет эту уверенность, соответственно 86% и 73% намерены приобрести огнестрельное оружие в скором или в отдаленном времени. Среди тех, кто «скорее» и «совершенно» не разделяет эту уверенность, 63% и 84% не намерены обзаводиться «пушкой».

При этом стоит отметить, что опыт обладания оружием и намерение им обзавестись заметно увеличивают число тех, кто уверен в способности разрешить проблемы личной безопасности с помощью оружия.

Пользователи Рунета, которые выступают за право граждан приобретать на законных основаниях огнестрельное оружие для самообороны, склонны переоценивать уменьшающее влияние массового распространения огнестрельного оружия на уровень преступности: считают, что количество преступлений против личности и имущества граждан уменьшается, 77% сторонников свободного и 54% сторонников ограниченного ношения. Напротив, около 69% противников оружия полагают, что имеет место обратный эффект - рост преступности.

В действительности сравнительная статистика по числу «стволов» на руках гражданского населения в корреляции с числом преступлений весьма противоречива. Вот и среди участников нашего опроса нет единого мнения по вопросу о том, как массовое распространение огнестрельного оружия влияет на число преступлений против личности и имущества граждан. Около 39% склонны верить, а 29% склонны не верить в снижение преступности благодаря массовому распространению огнестрельного оружия среди гражданского населения. Примерно каждый третий респондент никак не связывает эти процессы.

Оценка степени риска самому стать объектом уголовного преследования после применения огнестрельного оружия в немалой степени влияет на то, собирается ли гражданин приобрести огнестрельное оружие. Только среди «совершенно» уверенных в собственной безнаказанности респондентов 22% собираются приобрести огнестрельное оружие в ближайшее время, а 39% - в будущем. Напротив, среди тех, кто не уверен в своей способности применить оружие без конфликта с законом, 43% не собираются его иметь, а 40% допускают возможность такой покупки в неопределенном будущем, вероятно, когда изменится закон о самообороне и его правоприменительная практика.

Однако едва ли это случится скоро.