ПРАВА и СВОБОДЫ: ЛАПША и ПУДРА

На модерации Отложенный

    Рекомендация: как только услышите звукосочетание «права и свободы» – насторожитесь. С большой степенью вероятности источник этих звуков либо и сам бестолков, либо только другим вешает лапшу на уши с целью запудрить мозги. Итоги могут быть вполне безобидны, но могут привести и к «маршам запудренных миллионов». Последнее чревато такими последствиями, которых давайте постараемся избежать, для чего полезно бы вдуматься:

    Когда толпа требует «Хлеба и зрелищ!», этому можно посочувствовать, но в таком требовании хотя бы всё логично. Вот когда взыскуют «Мяса и колбас!» – поневоле задумаешься: какого именно мяса, не входящего в состав колбасы, сколько ещё колбас нужно этим людям? Точно так же в случае «прав и свобод»:

    Ни одному человеку в мире не нужны ВСЕ мыслимые права, никто не в состоянии хотя бы перепробовать ВСЕ типы колбас. И потому обезличенное упоминание прав и свобод подразумевает взгляд на людей как на сброд, лишённый целенаправленности да и просто  совокупного здравого смысла. Ведь что такое по сути любая свобода как не сочетание права на что-либо и возможности этим правом воспользоваться? Тогда о каких таких правах, не связанных со свободами, можно вообще вести речь? Да и все ли свободы нужны каждому отдельному человеку? Или задача деструктивных оппонентов именно в том и состоит, чтобы возмутить как можно больше всё равно кого – лишь бы хоть чем-то не вполне удовлетворённых, хоть с какими-то недостатками???

    Тем более, что помимо отдельных свобод (совести, слова, собраний…) есть ведь и одна общечеловеческая ценность – свобода как таковая, СВОБОДА – как совокупность права и возможности по своему усмотрению сохранять или изменять любое своё состояние. Но именно о ней ничегошеньки не слышно на площадях и за кулисами.

    Обеспечить же всё большую свободу всё большего числа людей может и должно одно единственное право, ПРАВО – как система, как основа, как идеология самоорганизации и самоуправления гражданского общества на пути от преимущественно бандитского к приблизительно правовому. Но именно в этом вопросе предполагаемые творцы – почти как перед судом: «Клянусь говорить, только говорить, ничего кроме говорить!»

    Разумеется, свободу как ценность необходимо впитать в себя и уметь пропитать ею других, а право как действенную систему надлежит пересоздать, внедрить и защитить. Но именно за такие право и свободу единственно и достойно всем неравнодушным ломать копья, грызть глотки и не щадить свою жизнь.

Честь имею.