Верю, не верю, к черту пошлю...

На модерации Отложенный

Исключительно редко я высказываюсь по вопросам веры-неверия, политических взглядов, расовой и национальной нетерпимости. Этот исключение сделано мною после прочтения статьи в ГП "Правила выживания атеиста в России ХХI века", написанной Рудольфом Сикорски, вот ссылка на нее:


http://gidepark.ru/user/4294987769/content/1496137


Вначале я хотел написать комментарий к ней, но начав его, понял, что ни один, ни два, ни даже три комментария не позволят мне сказать то, что хотелось бы. Отсюда и возникла эта экспромтом написанная заметка.

С основными положениями статьи о необходимости возрождать научный взгляд на мир и человека в нем я согласен. Но мне претит понятие "атеизм", впрочем, как и все иные "измы" - слишком много жертв человечество принесло им в жертву. Поэтому себя я называю просто безбожником, т.е. человеком не верящим не только в богов, но и в некие транцендентные силы и явления, якобы неподвластные разуму. Я же убежден, что рано или поздно они будут объяснены естественно-научным путем.

И исходя из этих соображений считаю, что атеисты или безбожники не должны сбиваться в стаи, толпы, массовку, уподобляясь в этом истово верующим, фанатикам от веры, вне зависимости от объединяющих их конфессий.

Для меня главным всегда была степень обретенной свободы, здравый смысл, ирония и собственная совесть, перед которой (и единственной) я несу полную меру ответственности, не сваливая свои ошибки ("грехи") ни на кого, кроме самого себя.

На мой взгляд, православное самосознание стало общественно значимым феноменом в первую очередь из-за потери обществом общественно-значимых ориентиров, резко снизившимся уровнем культуры, массивным зомбированием народа власть предержащими, боязнью свободы и, соответственно, личной ответственности людей за последствия собственных деяний.

Антиклерикальная пропаганда ничуть не лучше любой иной пропаганды, пока остается декларацией и не подкреплена делами, поступками, личными примерами. Атеистическое воспитание в Союзе по сути ничем не отличалось от нынешнего церковно-приходского, т.к. не адресовано лично каждому и не требует собственных усилий по усвоению каких-то иных взглядов и ценностей. Именно подобные методы я и называю зомбированием, т.е. попыткой, минуя разум и критику, проникнуть в каждую человеческую "душеньку" и нивелировать ее до желаемого манипулятору уровня, превратив индивидов в послушную толпу.

Для меня также очевидным является факт, что люди неверующие значительно толерантнее к иным взглядам и ценностям, чем люди верующие. И не только меж разными конфессиями, но даже в рамках единой (христианство) системы ценностей никогда не было мира и согласия. Католики, православные, протестанты, англикане и пр. ничуть не лучше понимают друг друга, чем христиане мусульман, иудаисты синтоистов, баптисты вудуистов. Т.е. религиозный взгляд на мир и "боговдохновенная" система ценностей не привносит в мир людей взаимопонимание, терпимость, согласие. И церковные иерархи отнюдь не подают примеров "истинно христианского" поведения, что же говорить о пастве.

Увы, но тут приходится соглашаться с марксовским - бытие определяет сознание - и это в буквальном смысле слова.

Ведь нигде, кроме стран неблагополучных в самом широком смысле слова, не стоят так остро, выплывая на первый план, проблемы на первый взгляд чисто религиозные, борьба за чистоту веры, аппеляции к заветам предков, агрессивно декларируемое "богоизбранничество" и пр. и пр. И это при чудовищно неразвитых гражданских правах, эффемерности гражданских институтов и полном отсутствии демократических основ общественной жизни.

Стоит прожить достаточно долго хотя бы для того, чтобы перестать верить в некогда казалось бы незыблемые идеалы и признать большую часть своих убеждений заблуждениями. Просто жизнь человеческая так коротка, а человек так пассивен и равнодушен к тому, что лично его не касается, что нужны значительные усилия, чтобы все же разглядеть и понять если не смысл, то тенденции, направление постоянных перемен и не растерять при этом оптимизма, веры в человека и надежды на торжество разумного, доброго, вечного. Хотя вечность - это нечеловеческое понятие, как и мудрость, абсолютная истина и многие другие. Говорю об этом лишь потому, что когда-то верил, что и человек, и наука, и общественные отношения разовьются до такой степени, что из жизни человечества исчезнут рабство, войны, голод, жестокость и вопиющее бескультурье. Но что-то многочисленные боженьки не слишком торопятся помочь своим неразумным чадам, а полномочные представители этих богов и тем более. У них и своих забот хватает. Вполне земных и греховных по их же понятиям.

И в силу всего сказанного выше я не верю в какие-то радикальные перемены путем пропагандирования естественно-научных взглядов вне общественной практики, а именно демократизации общества "от корней", окультуривания подрастающего поколения в семьях, признания свободы одной из главных ценностей, а своего ближнего равным себе. И это не мои пустопорожние домыслы, многие страны и народы прошли этот путь и достигли впечатляющих успехов на ниве просвещения, гуманизации отношений, научно-технических прорывов. Таких примеров слишком много, чтобы я начал их тут перечислять. И потому я повторюсь - воинствующий атеизм столь же разрушителен, как и воинствующий клерикализм. Победа возможна лишь в отдельно взятом свободном и непредвзято мыслящем гражданине, т.е. человеке, осознавшем себя как начало любых перемен к лучшему.

Добавлю еще пару слов относительно тех, кто верит искренне и при этом не афиширует свои взгляды, не нуждается в посредниках, не пытается вынести свои отношения с объектом веры на обсуждение. Ведь и среди моих друзей немало истинно верующих, но ни разу это не стало причиной ссор или размолвок между нами. Мы просто не покушаемся на внутреннее и потаенное личное пространство друг друга. Как не делаем мы это в случае с влюбленными, друзьями, супругами. У них свои тайны, свой язык, ведомый только им, нам же нужно научиться радоваться их счастью и не лезьть им в душу. И беречь свою от подобных же поползновений. Вот мой личный рецепт убежденного и неисправимого безбожника. Повторю - мой личный, выписанный мною самому себе.