Аликаев камень

На модерации Отложенный

                                             АЛИКАЕВ КАМЕНЬ

 

 

                 Есть в окрестностях поселка Сарана, что находится в Красноуфимском районе Свердловской области, уникальный ботанический заповедный памятник природы. Скала - высотой 50 м, стоящая на левом берегу реки Саранинки.  К нему приезжают отдыхать не только местные жители, но и гости из Башкирии, Пермского края, Ижевской и Челябинской областей. Как и любое, всеми любимое место,  камень окутан множеством легенд, они разные. А вот герой этих легенд один – башкир Аликай.   Камень этот назван в честь Аликая – Аликаев камень. Об Аликае сложили легенду:

                 «Много было земли у башкир, жили они привольно. Табунами ходили кони по бескрайней степи, щипали сочную траву. Любил Аликай выходить в степь, брать отцовский лук, пускать стрелы-молнии в парящих высоко птиц. Сраженные птицы камнем падали на землю, а в черных глазах юноши вспыхивали огоньки радости. Завидовали его силе и меткости товарищи, удивлялись взрослые. «Славный будет батыр», - кивали седовласые старики. Но не пришлось Аликаю летать вольной птицей по степи, радоваться молодости.

                   Стали рыскать по степи, словно голодные шакалы, царские чиновники. Стали отбирать землю у башкир.

-Заводская это земля, - говорят они, - не ваша. А вы теперь демидовские работники. Будете доставать руду, жечь уголь, плавить металл.

-Как не наша? – удивлялись башкиры. Деды жили здесь, пасли скот и никто не гнал с земли. Зачем обижаете бедный народ?

Шли башкиры с жалобой к приказным людям, подавали в суд, били челобитные царю. Но не нашли нигде правды. Не слушали нигде челобитчиков, а только грозились с земли согнать и деревни выжечь, если будут смуту сеять.

                   Совсем приуныли башкиры. Но были среди них храбрые и сильные богатыри. Любили они волю, степь и свой народ. И не было силы, которая могла бы догнать их. Разве пуля шальная настигнет удалого, повалит с лошади, а сыра земля спрячет его от царской плети. Ватаги молодцов ходили по степи. Это народ брал луки и стрелы, садился на коней, чтобы защитить свою волю.

Водил за собой ватагу непокорных и молодой Аликай. Стремительны были их кони, как ветер. Метко ложились стрелы, свистели арканы, затягиваясь петлей вокруг тел странников, стаскивали их с лошадей, как мешки.Удал и смел был Аликай.

                 Однажды в одной из схваток с царскими стражниками споткнулся вдруг под ним конь, повалился на левый бок. Из груди полилась алой струйкой кровь. Соскочил Аликай на землю, с тоской поглядел на умирающего коня, на своего верного товарища. Сгрудились около него друзья, предлагая своих лошадей.

«-Разлетайтесь, други, по степи, как соколы. Был я вам верным товарищем, много побили мы с вами врагов. Пришло время проститься. Не дам я коня, чтобы глумились над ним, чтобы клевали его очи черные вороны.»

               Нехотя разъезжались друзья. Смыкали стражники плотным кольцом удальцов. Сверкнули на солнце острые сабли, застонала земля от топота коней. Битва была скорой и жаркой. Немногие из башкир пробились в степь. Отчаянно бился Аликай. Яростно храпели вздыбленные над его головой лошади, звон стоял от скрещенных сабель, а он стоял в живом кольце врагов крепко, как дуб, словно силу ему давала сама земля.

               Не вытерпели стражники, решили взять удальца хитростью. Подкрался один из них сзади, ударил прикладом ружья по голове. Упал Аликай, как подкошенный, набросились на него стражники и связали. Так оказался Аликай в неволе. Били его нещадно, сажали на цепь, словно собаку, потом спустили в глубокую яму. Очнулся, накрепко прикованным к тачке. В темноте разглядел таких же каторжников, как и он.

               Целыми днями таскал Аликай тачку с рудой. Но не терял веры вырваться на волю. Птице ли сидеть со связанными крыльями? Стал подговаривать к побегу своих новых товарищей.

Но как избавиться от цепей? Нашел крепкий камень. Целыми ночами колотил им по наручникам, чтобы сбить крепко сковавший цепи замок. И сбил. Звякнуло упавшее железо, радостно заблестели глаза каторжника. А на следующий день вместо руды товарищи посадили в бадью Аликая. Сидел он, крепко сжимая в руках кистень, готовый умереть, но не попасть больше в эту пропасть, не быть заживо погребенным в рудной яме. Удивились работные люди, поднимавшие бадью, необычному грузу, растерялся стражник. Кошкой подскочил к нему Аликай, холодным блеском сверкнул его кистень.

Темный лес укрыл беглого от погони.

               Высок Аликай ростом, широк в плечах, лицо скуластое. Идет он по лесу, уже счет дням потерял. Но все еще зоркие глаза башкира смотрят кругом, уши чутко ловят каждый шорох. Шел и вдруг удивился, когда перед ним вырос огромный камень. С трудом взобрался на его вершину. Глянул вниз – дух захватило, как он был высок. Поглядел вокруг – море леса, а вдали вился сибирский тракт, серебром блестела река. Решил Аликай обосноваться здесь.

              

С тех пор неспокойно стало в этих местах. Много разных слухов ходило по деревням. Но один из них был самым достоверным – бедному человеку, простолюдину бояться нечего, его никто не трогал. Зато не уходил живым ни один стражник, приказчик или царский чиновник. Молва об удивительном разбойнике шла от селения к селению. Одних она заставляла радоваться, других со страхом думать о предстоящей дороге, если случалось ехать по казенным делам этими местами.

               Дошел слух о разбойнике и до Екатеринбурга. Посылали оттуда отряд стражников.

-Живым или мертвым взять этого разбойника! – был приказ.

Не знал Аликай о надвигающейся беде, не знал, что выследили его, когда он под утро поднимался на камень. Кровавая заря разлилась по небу, умытое росой, поднималось солнце. Внизу стала разбредаться темь. Скорее почувствовал, чем увидел черную тень. Одну, вторую. Припал на камень, а сердце жарко забилось. А внизу уже кричат:

-Выходи, преступник, на милость царскую!

В ответ пропела тетива, пролетела стрела. Упал один. – Врешь, не скоро возьмешь! – радостно закричал Аликай.

Облачками вспыхивали оружейные выстрелы, царапали пули высокий камень. Уже слышен щелк затворов за спиной, это подкрались стражники.

                 Некуда Аликаю бежать. Позади – стражники, впереди – пропасть. И стрелы закончились.Тогда поднялся он во весь свой богатырский рост. Затихли внизу, не стало слышно выстрелов. А он обвел взглядом безбрежное море леса, кровавый рассвет, шагнул к краю пропасти и … бросился вниз. Храбр был Аликай, и умер храбро, не дался живым в руки царских стражников. С тех пор и стали называть это место – Аликаев камень» (По книге Н.С.Жужина).                        

                         Записала легенду Юлия Мезенина

                   Существуют еще другие версии легенд об Аликае . Одна из них рассказывает о том, что название скала получила от имени разбойника Аликая, по преданию жившего здесь в давние времена. Глухая таежная дорога из Кунгура на Красноуфимск проходила по Петуховской горе. В ее окрестностях и промышляли Аликай с сообщниками. Была у предводителя ватаги Аликая красавица - жена, которую он безумно любил. Случилось так, что она ушла от него. Тогда Аликай бросился с камня и разбился. Камень назвали Аликаевым. По другой версии, скрываясь от жандармов, которые решили прочесать лес, Аликай все драгоценности и золото сложил в небольшую лодку и затопил в болоте, которое было расположено на другой стороне р. Сарана, а сам бесследно исчез….

                                          

   Есть у этого удивительного камня и второе название – «Марьин утес». Оно объясняется просто. Когда-то у подножия Аликаева камня располагалась деревня Петуховка. Именно здесь снимался фильм «Тени исчезают в полдень» - о жизни в уральской глубинке. Фильм- сериал смотрела вся страна. Именно с Аликаева камня, по сюжету фильма, братья Меньшиковы сбросили председателя колхоза Марью Красную. С тех пор у камня появилось второе название – Марьин утес. А фильм сделал утес знаменитым на всю страну.

     Фотографии окресностей п. Сараны и самого утеса сделаны дочерью.