Такие разные батюшки: о.Всеволод Чаплин и о.Алексий Уминский

Вчера промелькнула в Back in USSR статья Пьющие батюшки: РПЦ - это срез нашего общества.  

http://gidepark.ru/community/129/content/1492004

Только  не понял причем здесь USSR, т.к. эти батюшки из статьи запили уже в новой России. Ну да Бог с ними, а вот другая статья этого же автора заинтересовала. Тоже про батюшек, причем публичных. Первый особенно публичный и дня не проходит без упоминания его имени, причем больше негативного свойства, а вот второй о. Алексей Уминский, достойнейший православный священник, настоятель одного из московских храмов, автор замечательных книг, ведущий духовной программы на ТВ, миссионер, практически не известен не только широкой публике, но и в православной среде за пределами столицы, в отличие, скажем, от Андрея Кураева или о. Дмитрия Смирнова.  http://www.pravmir.ru/audio-protoierej-aleksij-uminskij/

 

Такие разные батюшки: о.Всеволод Чаплин и о.Алексий Уминский

 

 

Я помню о.Всеволода еще в бытность его ведущим сотрудником отдела внешних церковных связей Русской православной церкви. Он уже тогда трудился у Владыки Кирилла. Немногословный. Сдержанный. Точнейший в оценках. Предельно корректный. Я смотрел и думал. Вот это и есть идеальный спикер Церкви. Идеальный пресс-секретарь будущего Святейшего. Точнейшая, виртуозная работа. Такт. Уважение к традициям и обычаям других людей, иных культур и стран, социальных групп.

Что произошло с ним, когда его назначили руководителем отдела по связям с общественностью, я не знаю. Просто не представляю. Может быть, дело в том, что отдел создали, а задачи не определили. Чем этот отдел должен заниматься конкретно? И чем он отличается от пресс-службы патриархии или информационного отдела патриархии? Не дублируют ли они свою деятельность? Возможно, о.Всеволод начал искать «свою нишу». И нашел ее в нон-стоп поучениях и морализаторстве, которые он адресовал с завидной частотой общественному мнению. А для того чтобы его лучше слышали, о.Всеволод стал делать публичные заявления, одно экстравагантней другого. То он не против открытия ночных православных музыкальных рок-клубов, то предлагает создавать «православные народные дружины» и горюет, что православные в 1917 г. убили мало большевиков. То принимает участие в светских тусовках, то предлагает запретить за «педофилию» роман Набокова «Лолита» и ввести для женщин в одежде «православный дресс-код» (сам отец, кстати, семьи не имеет и живет, приняв обет безбрачия). То обедает вместе с Алексеем Навальным, то предлагает отправлять «сетевых хомячков» на войну и те кого не убьют, по мнению пастыря, станут настоящими русскими патриотами.

Окончательно метания о.Всеволода завершились в сентябре прошлого года, когда он определенно, по всей вероятности, понял, что «этому народу» надо нести благовести только силой. Вот его «бессмертные фразы», с которых, как считают, и началось противостояние Церкви и Гражданского Общества. Комментарий к передаче власти от Медведева к Путину на съезде «Единой России». «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить».

Мне лично очень нравится пассаж про передачу власти «по-дружески»))) Так, знаете, «махнулись страной, не глядя»)

В последнее время о.Всеволод делает только жесткие заявления относительно чего бы то ни было. Иногда он неожиданно говорит о том, что даже знает волю Бога (например, относительно страшного суда над Pussy Riot) и на полном серьезе утверждает, что простить человека можно только в том случае, если тот сам искренне попросит прощения, т.е. «вписывает новые главы» в учебные пособия по догматическому и нравственному богословию))).

 

 

Отца Алексия Уминского все мы хорошо знаем по телепрограмме «Православная энциклопедия», которую он много лет ведет на канале ТВЦ. Внешний вид человека может быть обманчив, конечно. Но не покидает ощущение чувства любви к людям, которое исходит от этого священника. Самой лучшей телепрограммой о Православии вообще из всех, которые я видел в своей жизни (а я видел много, как миссионер), я считаю программу о.Алексия о его паломнической поездке в православную Кению.

«Белый отец» среди грозных воинов пустыни из племени масАи (охотников на африканских львов) стал своим. Это чувствуешь в каждом кадре. Трогательно он погружается в их простую жизнь и их православные обычаи. Вот он танцует в храме вместе с ними, потому что они всегда танцуют: и в горе, и в радости, и в молитве. Вот он с улыбкой смотрит на кенийский иконостас, где все лики — негритянские, в том числе Спаситель, Богородица и Николай Угодник. Вот он вместе с местным миссионером, епископом (греком) гоняет по пустыне стада жирафов…..

После этого фильма-путешествия понимаешь, что Православие — это религия радости и духовного веселья, и не может быть другой. Что главное в ней — это Любовь, а не «правила Лаодикийского Собора», которые просто правила. И только. Которые без любви «медь звенящая или кимвал звучащий». После общения с о.Алексием вновь и вновь вспоминаются слова знаменитого пастыря Русской Зарубежной Церкви протопресвитера Александра Шмемана:

«Начало ложной религии — неумение радоваться, вернее, отказ от радости. Между тем, радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться… Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе…» Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость — основа свободы, в которой мы призваны «стоять».

Прот. А Шмеман «Дневники».


                                                                      Валерий Отставных

                                                                                                         журналист, режиссер, Тула