Наполеон свил гнездо в Кузбасском селе Бородино

Бородинское поле в Кузбассе - копия настоящего Бородино, где в 1812-м стояли русские против французов насмерть.

Фото: Лариса МАКСИМЕНКО
 
Кузбассовцы смогут услышать голос Наполеона
В кузбасской деревне Бородино он звучит уже год [видео]

Красавца-петуха семья из Бородино назвала... Наполеоном.

... У семьи Будейкиных, живущей на юге Кузбасса в старинной деревне Бородино, в 5 минутах ходьбы от Бородинского поля, любовь к истории Отечественной войны 1812 года передается из поколения в поколение.

Но 200 лет ни пра-пра-пра-, ни бабушка, всегда державшие домашнюю скотину, как только рождался очередной лобастый бычок или гусенок-драчун, или щенок, выбирая им имена и предлагая «своих» Кутузовых и Наполеонов («Мы ж в Бородино живем!»), в последний момент от затеи отказывались.

И деревенское стадо, придя по традиции пастись на Бородинское поле, отзывалось на привычное: Январька, Марта, Ночка, Звездочка.

А провожающие коров куры, купаясь на солнце в пыли и ныряя в тихие заросли у заборов, оставались сплошь и рядом – Ряба и Рябушка.

Но боевой птенец с императорской окраской и заносчивым красным хохолком, купленный на рынке год назад, сломал традицию и стал у Будейкиных Наполеоном.

Кузбассовцы смогут услышать голос самого Наполеона

 

Тезки

Это невероятно, но факт. Матушка-природа создала два Бородинских поля, под Москвой и в Сибири под Мысками, похожих, как две капли воды.

- Мы с ребятами и взрослыми изучали: те же размеры, тот же рельеф, речка такая же, - говорит пятиклассница Саша Будейкина. – Ну и небо огромное, русское, обнимающее, конечно.

- Возможно, наше поле – запасное… - задумываются бабушки на автобусной остановке. – Вот, если бы Наполеон выиграл бы Бородинскую битву под Москвой, взял бы Москву не разоренную, в пожаре, а целую; и, передохнув, двинулся на восток, вот здесь, у нас, была бы вторая Бородинская битва. И сибиряки ему дали бы жару… 

Наполеон Бонапарт про Бородинскую битву и доблесть русских до конца жизни говорил с большим уважением.
Наполеон Бонапарт про Бородинскую битву и доблесть русских до конца жизни говорил с большим уважением.
Фото: mega-stars.ru

По словам краеведов, сибирское село Бородино в 1812 году, далекое от войны и французов, жило своей жизнью и своими заботами.

Шорцы и русские зимой 1812-го, как всегда, пропадали на охоте. Весной боролись с разлившейся речкой Бородушкой, звенящей и стучащей синей волной почти что на уровне крыш, из-за чего народ здесь всегда строился, ставя окна высоко, почти что под потолком, выигрывая сражение с водой и привычно готовя к весне лодку.

Летом – делали запасы на зиму да ловили приходящие разговоры о руде и старом заводике неподалеку, срываясь на завод на заработки, туда, где мастера отливали топоры да вилы, расходившиеся потом по Сибири и России.

И, кто знает, возможно «дубина народной войны», о которой писал Лев Толстой в «Войне и мире» - о поднявшихся против Наполеона, после Бородинской битвы, крестьянах-партизанах в Центральной части страны, воевавших всем, что под руку попадется, порой, сменялась на топоры, поставленные на войну как раз из Сибири.

- А само село звалось поначалу по-шорски Паратаг, что означало «ворота», здесь речка делает такой изгиб, потом – Паратино, постепенно превратившись в звучании в Бородино, в деревню-тезку знаменитого Бородино, так не раз рассказывала наша старейшая учительница Олимпиада Даниловна Куюкова и другие бабушки, дедушки,  - объясняют учителя Бородинской школы.

Но последние поколения «бородинцев», уже полвека как, предысторию забыли и убеждены: кузбасское село так назвали вскоре в честь разгрома Наполеона. Ведь предки – были в 20-х годах XIX века, как и все в России, в эйфории и твердой уверенности: потерпевшему поражение Наполеону I Бонапарту уже не подняться. А новым Наполеонам – не родиться! И его неприкаянной душе больше на землю не вернуться.

Разве что – в новом, безопасном образе… петуха с именем Наполеон.

У кузбасского Наполеона - твердый характер.
У кузбасского Наполеона - твердый характер.
Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

Знак

На хоздворе Будейкиных у Наполеона – слава самого дерзкого, воинственного и в то же время… очень заботливого босса.

У Наполеона в подчинении – три курицы, три коровы, бык, четыре теленка и за калиткой – своя служба безопасности - пес. Своего телохранителя Наполеон, чуть только тот, гавкнув, приблизится к курам, треплет в такой ярости, что лучше не связываться.

И в деревянном дворце Наполеона, в общей «стайке»,  все продумано, все слушаются его беспрекословно. Даже свирепый бык, названный Тайсоном в честь Майка Тайсона, терпит боевого петуха, его самое громкое в Бородино «кукареку» у себя под ухом. И даже гнездо, которое Наполеон… свил рядом с клетушкой быка.

Наполеон же, как только подрос, заметив, что купленные вместе с ним курицы тупят, не знают, как свить гнездо, показал им пример.

- Он сделал первое гнездо вот здесь, - показывают Будейкины, - усадил туда первую курицу. Потом еще наделал гнезд. Нам сначала смешно было и удивительно: петух учит кур гнезда делать и вообще: Наполеон свил гнездо в Бородино!  А потом подумали: да он же Наполеон, на поле он первый, и в своем доме тоже... хозяин.

Одно из гнезд, которое сделал Наполеон для своих кур.
Одно из гнезд, которое сделал Наполеон для своих кур.
Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

 

Саша и петух Наполеон дружат.
Саша и петух Наполеон дружат.
Фото: Лариса МАКСИМЕНКО

Кстати, хозяева петуха, вспоминая о том, как, выбирая из нескольких животных, они все-таки спонтанно остановились на петухе и именно его нарекли Наполеоном, позже поразились совпадению, вычитав из истории Франции о том, что при жизни у Наполеона I Бонапарта любимым блюдом был приготовленный по старинному рецепту ПЕТУХ. В вине. И что историки долго ставили Наполеону в вину то, что он, вздыбив Францию, народным символом которой был петух, потом проиграл.

… Сибирский петух Наполеон о прошлых поражениях не знает. Наполеон просто живет, любит своих хозяев и Бородино. И вздрагивает, кося умным глазом и, похоже, понимая по-французски, когда младшая хозяйская дочка, играя с ребятами, проносится по улице с кличем:

- Attaquer, soldat! Вперед, соль-датэ!