Софья Гудкова (cлева) и Катерина Гордеева решили объединить две идеи: показ актуального документального кино и его обсуждение с теми, кто снимал и снимался
Фото: © Московские новости. Вадим Кантор
<script type="text/javascript">// </script>
12 сентября начинает работу Центр документального кино DOC, созданный при поддержке РИА Новости и Департамента культуры Москвы. Директор Центра Софья Гудкова и ведущая проекта «Открытый показ» Катерина Гордеева рассказали «МН», какие фильмы они будут представлять и почему именно сейчас документалистика становится столь же востребованной, как и игровое кино.
Центр документального кино DOC и его проект «Открытый показ» — это первая в России попытка вывести документальное кино из фестивального анклава и узких рамок профессионального сообщества. Каждую среду бесплатные показы и обсуждения для всех желающих будут проходить на разных площадках: в Мультимедийном центре РИА Новости, клубе «Цвет ночи», Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна, в Международном обществе «Мемориал» и Школе современной фотографии Photoplay. Откроется Центр документального кино DOC московской премьерой фильма из конкурсной программы «Кинотавра-2012» — ленты Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя не люблю»
— Как возникла идея проекта? Почему именно документальное кино?
Софья Гудкова: — Документальное кино сегодня по популярности соперничает с художественным, это мировая практика. В Европе и в Америке никого не смущают кинотеатры, где показывают исключительно документальное кино. У нас же нет ни одной такой площадки. При этом появилась новая тенденция: в клубах, небольших залах, маленьких кинотеатрах, открытых летних площадках стали показывать документальные фильмы. Но происходит это не на постоянной основе, а время от времени, да и время подчас или раннее утро, или глубокая ночь. Но люди приходят. Все говорит о том, что этот жанр востребован. Наше телевидение и игровое кино во многом, к сожалению, рассчитаны сегодня на развлечение. Наверное, у многих накопилась усталость от развлечений. Люди хотят серьезного разговора о том, что происходит здесь и сейчас, вдумчивого повествования, осмысления увиденного, если хотите. А именно это и дает документально кино. Наши потенциальные зрители — люди, которые за развитие, а не за деградацию, им не все равно, что происходит вокруг и да, возможно, они и не живут активной социальной жизнью, не ходят на все митинги и демонстрации, но это не значит, что они равнодушны к происходящему.
Софья Гудкова - директор Центра документального кино DOC
Фото: © Московские новости. Вадим Кантор
<script type="text/javascript">// </script>
Наша задача сделать так, чтобы как можно больше хороших и разных людей посмотрели как можно больше хороших и разных документальных фильмов. Сегодня в России снимается такое кино, которое нужно видеть и которым стоит гордиться. Павел Костомаров, Александр Расторгуев, Марина Разбежкина, Сергей Мирошниченко, Олег Дорман, Леонид Парфенов, Виталий Манский — список можно продолжать.
Люди хотят знать гораздо больше о мире, в котором живут, чем то, что им предлагает телевизор или даже интернет
— Что такое «Открытый показ»?
Катерина Гордеева: — Документальное кино, а точнее актуальное документальное кино, о котором пойдет речь в рамках нашего проекта «Открытый показ»— это одновременно и документ, и дух времени. И оно сейчас во всем мире страшно востребовано. Очереди в кинотеатры, тысячи просмотров в сети, люди пересказывают увиденное друг другу, передают из уст в уста. И одновременно с этим запускаются, снимаются новые фильмы, которых уже ждут. Почему? Потому что есть чудовищный вакуум информационный. Люди хотят знать гораздо больше о мире, в котором живут, чем то, что им предлагает телевизор или даже интернет. Потому что на телевидении, и мы все это с вами прекрасно знаем, у журналиста есть редакционное задание, и он должен его выполнять. А в интернете… В интернете, да, есть порталы, есть информационные ресурсы, но мы забиваемся в социальные сети, где «выпускаем пар» в компании единомышленников. В каком-то смысле это тоже довольно замкнутый мир. И вот мы решили объединить две идеи: показ актуального документального кино и его обсуждение с теми, кто снимал и снимался, с теми, кого трогает тема и с теми, кому есть что сказать или есть что спросить по этому поводу.
Софья Гудкова: — «Открытый показ» изначально был предназначен для узкой аудитории, в основном для студентов, но, по мере работы, идея трансформировалась и разрослась до социального некоммерческого проекта, который и получил название Центр документального кино DOC. Пока мы будем работать на временных площадках, но со временем надеемся построить свой дом, где будем проводить мастер-классы документалистов, открытые уроки, лекции. То есть, это будет пространство для тех, кому интересно документальное кино. Нам кажется, что таких людей не два и не три человека.
А вообще Центр большой, у нас много проектов, задумок. Так, например, мы планируем создать медиатеку лучших документальных картин за последние сто лет. «Открытый показ» — лишь первый проект центра.
— По каким критериям вы отбираете фильмы для проекта «Открытый показ»?
Софья Гудкова: — Это актуальная документалистика, фильмы социальной направленности. Они поднимают проблемы, которые касаются каждого человека, живущего в этой стране.
Катерина Гордеева: — Мы стараемся сделать так, чтобы фильмы, которые будут у нас показаны, были самыми разными. У нас есть партнеры, например, телеканал 24 doc, мы дружим со многими российскими и зарубежными фестивалями, например, с «Артдокфестом», «Флаэртианой», «Завтра / 2morrow». Они нам очень помогают — просто потому, что идея их вдохновляет.
Нас интересуют не те фильмы, после которых ты скажешь «я все понял, я пошел», а те, после которых хочется поговорить, обсудить увиденное
Премьера проекта будет довольно, скажем так, экстравагантной — фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя не люблю». Это вторая часть картины «Я тебя люблю». Я не буду раскрывать всех секретов, скажу только, что это такая глубокая погруженность в интимную жизнь условной «Светы из Иванова», какой до сих пор не удавалось добиться ни одному документалисту, ни одному репортеру… в общем, никому из посторонних. При этом Саша и Паша удивительно бережно и трепетно исследуют этот мир, который вообще-то сторонним человеком воспринимается с некоторым пренебрежением. Ребята это пренебрежение отодвинули. Они сняли ту ее жизнь, о которой мы, возможно, что-то знаем, но не все понимаем. Очень интересный фильм. При этом я не исключаю, что кто-то встанет и уйдет. По-моему, премьера крутая. И неоднозначная, что мы особенно ценим при отборе фильмов для «Открытого показа». Нас интересуют не те фильмы, после которых ты скажешь «я все понял, я пошел», а те, после которых хочется поговорить, обсудить увиденное.
— Какие кинопоказы в ближайших планах?
Катерина Гордеева: — Следующим фильмом, который мы покажем, будет американский фильм «Моника и Дэвид». С одной стороны, это очень трогательная история, с другой — бытовая. Она начинается с конца — со свадьбы, которой обычно все заканчивается. Это фильм о двух молодых людях с синдромом Дауна, которые так боролись за свои права, что победили и даже… поженились. И, кажется, что в этот момент наступает триумф, а на самом деле — наступает жизнь. И возникают проблемы — в том числе равноправия. Конечно, из России эту картину смотреть, мягко говоря, странно. Люди с такой болезнью, лишние люди с лишней хромосомой — и поженились, а у них какие-то проблемы. Но, во-первых, есть к чему стремиться, а во-вторых, нужно понимать, какой будет следующий шаг, если вдруг завтра наше общество сделается толерантным, если вдруг у таких ребят как Моника с Дэвидом появятся права, появятся социальные инструменты влияния на свою жизнь.
Катерина Гордеева - ведущая проекта «Открытый показ»
Фото: © Московские новости. Вадим Кантор
<script type="text/javascript">// </script>
Еще мы покажем фильм, который называется «900 дней». Это картина о ленинградской блокаде, снятая голландским режиссером, молодой женщиной. Она нашла семь совершенно неярких героев, обыкновенных людей, переживших ленинградскую блокаду. Все 900 дней. Она записала с ними интервью — яркие, честные и щемящие интервью. Потому что они – про правду. Про настоящее. И выяснилось, что даже со своими детьми они не разговаривали о блокаде, потому что тем было неинтересно. В фильме почти нет закадрового текста. Он сделан удивительно тонко и ненарочито. Но примерно через минуту ты хватаешься за голову и думаешь, что вот об этом вообще ничего не знал. И об этом не знал. И об этом. А вот это где-то слышал, но не придал значения. Ведь блокада у нас — это такой замороженный миф, и никому неинтересно знать всю некрасивую правду об этом. Что, конечно, не отменяет подвига. Но некрасивость правды этих людей даже в собственных глазах делает этих людей не-героями. У нас в «запасниках» еще много чего. Но вот эти картины – они первые в очереди на просмотр. И они, пожалуй, дают представление о палитре и нашем подходе к отбору.
Мы хотим возродить культуру нормального, обстоятельного, человеческого разговора — не на кухне, не на бегу, не в кафе за чашкой кофе
— Каждый показ будет сопровождаться обсуждением. В каком формате?
Катерина Гордеева: — Это будут не узкопрофессиональные разговоры в духе «как вам удалось добиться этой склейки?», а гораздо более широкие — в социальном, общественном контексте. Мы будем приглашать как специалистов по вопросу, так и просто уважаемых, авторитетных людей, которые «в теме», и тех, кто столкнулся с той или иной проблемой. Все околокиношные обсуждения грешат тем, что они длятся по четыре часа, а длина вопроса сопоставима с длиной ответа. Поэтому мы решили, что я буду вести эти дискуссии. В чем-то это близко формату телевизионного шоу. Но проблема всех ток-шоу в том, что разговор ведущего с тремя гостями только им и интересен. Причем первые минуты три. А дальше все переходят на рейтинговый крик. У нас аудитория, которая придет на фильм будет подготовленной: потому что эти люди пришли посмотреть именно этот фильм. И они не из-под палки, а по своему желанию, по душевному порыву станут участвовать в обсуждении наравне с гостями. То есть дискуссия будет модерируемой, но свободной. Мы хотим возродить культуру нормального, обстоятельного, человеческого разговора — не на кухне, не на бегу, не в кафе за чашкой кофе. То, чем было славно телевидение 1990-х, и чего сейчас нет.
Софья Гудкова: — Важно понимать, что «Открытый показ» — это не только интересное кино. Яркая содержательная дискуссия после фильма ему равнозначна, это должны быть две части одного действа. Поэтому и вы приходите, обещаем, скучно не будет.
Записаться на показы Центра документального кино DOC можно на сайте www.cdkino.ru.
Комментарии