Паразитический гриб стал причиной новой золотой лихорадки на Тибете.

Глобальные изменения, новости, катастрофы, стихии, экономика, мониторинг, изменения, среда, общество,Глобальные изменения, новости, катастрофы, стихии, экономика, мониторинг, изменения, среда, общество,Человек карабкается по одному из склонов Тибета на высоте 4,7 тысячи метров над уровнем моря. Он ищет очень необычное существо.

Та часть существа, что возвышается над землей, – это крошечный гриб без шляпки, похожий на коричневую спичку. Он всего на три-четыре сантиметра выглядывает из почвы. По 11 часов в день с начала мая по конец июня Силан Янпи, его жена, их друзья и родственники ползают по крутым горным склонам, прочесывая невообразимое переплетение трав и веток в поисках неуловимого гриба.

Гусеничные грибы преобразили жизнь по всему Тибету и положили начало современной золотой лихорадке.

Обнаружив гриб, Силан кричит от радости. К нему подбегает жена Янчжинь Намо. Силан осторожно подводит совок под грибницу и извлекает комок земли. Стряхивает лишнюю почву. И вот на его ладони лежит нечто, похожее на ярко-желтую гусеницу. Мертвую. А из ее головы, как рог единорога, торчит тонкий коричневый гриб. Силан достает из кармана красный пластиковый пакетик из-под лапши быстрого приготовления и кладет в него находку: там уже лежат другие грибы, которые они с женой успели собрать сегодня, и тщательно сворачивает пакет в трубочку. Силану 25 лет, а его жене – 21, у них растет маленькая дочка. Гусеничные грибы составляют существенную часть их семейного дохода.

Эти странные организмы преобразили жизнь по всему Тибету и положили начало современной золотой лихорадке. И в самом деле, когда содержимое пакетика Силана дойдет до сияющих магазинов Пекина, его цена может более чем вдвое превысить стоимость золота того же веса.

Гриб этот зовется «ярца гунбу», что в переводе с тибетского значит «летняя трава, зимний червь». Хотя это, конечно, не трава и не червь, а обитающая под землей личинка мотылька – тонкопряда, зараженная спорами паразитического гриба Ophiocordyceps sinensis. Гриб пожирает изнутри тело гусеницы, оставляя нетронутой только внешнюю оболочку. А затем, когда приходит весна, он прорастает в виде тонкого плотного сплетения нитей грибницы – стромы, которая и торчит из головы погибшей гусеницы.

Растет гриб-паразит только на плодородных высокогорных лугах Тибета и Гималаев. Попытки культивировать его закончились неудачей.

На протяжении веков считается, что ярца гунбу обладает чудесными свойствами. В легендах говорится, что у яков, отведавших этот гриб, силы удесятеряются. Самое раннее описание ярцы сохранилось в тибетском тексте XV века «Океан афродизиаковых снадобий», где расхваливается это «безупречное сокровище», которое «дарует немыслимые преимущества» тем, кто его потребляет. Достаточно всего лишь добавить несколько грибков в чай, или сварить из них суп, или пожарить вместе с уткой, и все ваши хвори будут исцелены – по крайней мере, так сказано в трактате.

«Червяков», как их называют в народе, лекари прописывают для облегчения боли в спине, от импотенции, разлития желчи и хронической усталости. А также для снижения холестерина, повышения жизненной энергии, улучшения зрения. От туберкулеза, астмы, бронхита, гепатита и анемии. Также заявляется, что грибы обладают противоопухолевым, антивирусным и антиоксидантным эффектом, лечат СПИД. Даже облысение могут остановить.

Сейчас, когда Китай бурно развивается, спрос на ярцу сильно вырос – она стала статусным угощением на вечеринках и распространенным подношением влиятельным чиновникам. В 70-х годах прошлого века за полкило «червяков» давали один-два доллара США. В начале 90-х – около сотни. Сейчас в розничной торговле стоимость того же количества отборной ярцы может достигать 50 тысяч долларов. Такой невероятный спрос вызывает беспокойство: общий годовой урожай ярцы, сегодня доходящий до 400 миллионов штук, может снизиться, потому что тибетские поля истощатся. Как говорит эколог Даниель Винклер, чтобы обеспечить воспроизводство этих грибов, сборщики должны оставлять хоть что-то в земле, тогда споры смогут созреть и заразить личинки в следующем сезоне. Но вместо этого крестьяне собирают каждый росток, который могут найти, а затем переходят на новые, более высокогорные участки.

Благодаря ежегодному «золотому дождю» в виде ярцы тысячи нищих тибетских скотоводов стали обладателями мотоциклов, айфонов и плазменных телевизоров. Борьба за богатые грибами угодья привела к яростным стычкам, даже к семи убийствам на севере Непала, где собирается очень немного ярцы. А в городе Чэнду китайской провинции Сычуань грабители прорыли подземный туннель в магазин и унесли ценных грибов на полтора миллиона долларов. Китайской полиции пришлось организовать множество придорожных блокпостов, чтобы не дать браконьерам проникнуть на склоны, где право на сбор имеют только местные жители.