Мы и погода: состязание безумных

Затяжные ливни, навевающие воспоминания о Всемирном потопе, нескончаемая страшная жара, торнадо, налетающие целыми роями… Погода, похоже, меняется. Что же с ней происходит?<small style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; font-size: 11px; font: inherit; vertical-align: baseline; color: #666666;"></small>
Прогноз на выходные для Нашвилла, штат Теннесси, не сулил ничего необычного. Однако уже к полудню субботы 1 мая 2010 года в городе местами выпало более 15 сантиметров осадков вместо предсказанных 5–10, а ливень и не думал ослабевать.
Мэр Карл Дин находился в городском центре по чрезвычайным ситуациям, куда начали поступать первые сообщения о паводках, когда его взгляд вдруг зацепился за картинку на одном из телеэкранов. Это был прямой репортаж с 24-го шоссе, которое к юго-востоку от Нашвилла затопил вышедший из берегов приток реки Камберленд. Мимо автомобилей и грузовиков по правой полосе проплывал 12-метровый сборный дом – одно из зданий местной частной школы.
«Как видите, здесь у нас дом наехал на машины», – еще пытался шутить телеведущий. Но когда Дин увидел плывшее по шоссе здание, ему, как он сам потом вспоминал, «стало окончательно ясно, насколько опасно положение, в котором оказались горожане». Вскоре звонки в службу 911 слились в одну громкую трель. Полиция, пожарные и спасательные команды отправлялись на вызовы в лодках. Они снимали с крыш целые семьи и приходили на помощь рабочим затопленных складов. Но, несмотря на все усилия, в те дни в городе погибли 11 человек.
Общемировой ущерб от стихийных бедствий в 2011 году составил, по некоторым оценкам, 150 миллиардов долларов США – почти на 20 процентов больше, чем годом раньше.
Такого дождя в Нашвилле еще не случалось. «Я в жизни не видел, чтобы в здешних местах так поливало, – говорит Брэд Пейзли, кантри-певец и владелец фермы неподалеку от города. – Знаете, бывает, зайдешь в магазин, а тут начинает хлестать, как из ведра, и ты думаешь: "Подожду пять минут, а когда чуть утихнет, добегу до машины". Так вот, этот дождь так и не утих до следующего дня».
Метеоролог Чарли Низ, работающий на местном телеканале, входящем в сеть CBS, видел, откуда берется этот дождь. Над городом завис поток сильного ветра, и грозы одна за другой всасывали теплый, влажный воздух Мексиканского залива, перенося его на тысячу километров в северо-восточном направлении и обрушивая влагу на Нашвилл. Пока Низ и его коллеги вели передачу из студии на втором этаже, первый затапливало нечистотами из переполнившейся канализации. «Вода фонтанировала из унитазов», – вспоминает Низ.
Река Камберленд, протекающая через центр Нашвилла, начала подниматься в субботу утром. У Дейвида Эджина из грузоперевозочной компании на реке было более семи десятков буксиров и барж. Поскольку дождь не думал прекращаться, Эджин позвонил в Инженерный корпус сухопутных войск (это ведомство отвечает в Соединенных Штатах за борьбу со стихийными бедствиями), чтобы узнать, насколько еще может подняться вода.
«Наши компьютеры взбесились, – ответил дежурный офицер. – Мы никогда не сталкивались ни с чем подобным». Эджин приказал всем судам своей компании встать на якорь в безопасных местах. Позже выяснилось, что это было в высшей степени разумное решение.
К вечеру субботы река поднялась по меньшей мере еще на 4 метра, что в общей сложности составило 10 метров. В Инженерном корпусе прогнозировали, что выше 13 метров паводка быть не должно. Однако в воскресенье дождь не прекратился, вода продолжала прибывать до понедельника и остановилась на отметке 16 метров – на 4 метра перекрыв уровень самого высокого из прежних наводнений. Река затопила центральные улицы, причинив ущерб на два миллиарда долларов.
В понедельник утром, когда выглянуло солнце, оказалось, что в некоторых районах Нашвилла выпало более 34 сантиметров осадков – предыдущий рекорд, установленный в 1979 году во время урагана Фредерик, был превышен примерно вдвое. Питеру Фишеру, менеджеру Grand Ole Opry, понадобилось каноэ, чтобы проникнуть в этот знаменитый музыкальный театр, расположенный на набережной. Вместе со звукоинженером Томми Хензли они проплыли над парковкой, а затем – в служебный вход. «Мы в буквальном смысле слова вплыли в здание, – рассказывает Фишер. – Там было темно, хоть глаз выколи, и мы осветили сцену прожектором. Если бы вы сидели на первом ряду, над вашей головой было бы два метра воды».
Затопив складские помещения, река повредила разнообразное оборудование стоимостью миллионы долларов, в том числе и составные части видеоэкрана размером 11х19 метров, предназначенного для концертного турне Брэда Пейзли, которое должно было начаться меньше чем через три недели. «Все усилители, гитары, к которым я привык, погибли, – говорит Пейзли. – Я чувствовал себя совершенно беспомощным. Никогда прежде погода не заставляла меня испытывать такое чувство». Пережитое сильно повлияло на певца. «Нашвиллская погода обычно ведет себя смирно, – говорит он. – Но после наводнения я перестал думать, что такое ее поведение – нечто само собой разумеющееся».
Природа или человек? Необычные события вроде нашвиллского наводнения – которое, как говорят представители властей, может случиться раз в тысячу лет – в наши дни происходят чаще, чем прежде. За месяц до нашвиллских дождей ливень обрушился на Рио-де-Жанейро: за сутки выпало 28 сантиметров осадков, которые вызвали оползни; погибло несколько сотен человек. А через три месяца после катаклизма в Нашвилле хляби небесные разверзлись над Пакистаном и вызвали невиданной силы наводнение, от которого пострадало более 20 миллионов человек. В конце 2011 года во время наводнения в Таиланде были затоплены сотни фабрик в окрестностях Бангкока, что, как мы помним, привело к временной нехватке жестких дисков для компьютеров во всем мире.
Среди погодных явлений не только проливные дожди попадают в выпуски новостей. За последнее десятилетие мы были свидетелями жестоких засух в таких регионах, как Техас, Австралия и Россия, не говоря уже о Восточной Африке, где десятки тысяч людей были вынуждены искать спасение в лагерях для беженцев. Страшная жара пришла в Европу, а по Соединенным Штатам пронеслось рекордное число торнадо. Общемировой ущерб от стихийных бедствий в 2011 году составил, по некоторым оценкам, 150 миллиардов долларов США – почти на 20 процентов больше, чем годом раньше.
В чем же дело? Свидетельствуют ли нынешние события о том, что деятельность человечества привела к опасным изменениям климата, или эта череда катаклизмов – лишь временное явление, имеющее естественные причины?
Комментарии