Россия и Белоруссия против мира

На модерации Отложенный

 

Существует два пути развития: эволюционный и революционный. Эти понятия применимы ко всем процессам, отраслевым и экономическим в том числе. Если взять наш автопром, то понятно, что революцией здесь и не пахнет. В 90-е отрасль пережила достаточно потрясений, чтобы сегодня претендовать на какие-то чудеса. То состояние, в котором она находится ныне, можно назвать повторной попыткой эволюционировать, после того как предыдущая с треском провалилась, не выдержав перехода на рельсы рыночной экономики.

Неоднократно приходилось слышать претензии в адрес наших автопромышленников, в частности, «АвтоВАЗа» и «КамАЗа». Но если раньше претензии сводились к качеству продукции, то последнее время больше возмущаются передачей легендарных автозаводов в руки иностранцев. Например, в 2008 году немецкий концерн Daimler приобрел 10% «КамАЗа», затем довел свою долю до блокирующей, а в третьем квартале 2013 года увеличит до 25% + 1 акция. Не секрет, что иностранные партнеры нужны нам для получения доступа к их технологиям. Так было на «АвтоВАЗе», так есть и на «КамАЗе».

Но если раньше мы постоянно нуждались в помощи со стороны «старшего брата», то сегодня доросли до того, что сами помогаем «младшим». В пятницу «Ростехнологии» и власти Белоруссии достигли «принципиальных договоренностей» о слиянии «КамАЗа» и «МАЗа». Для белорусской стороны сотрудничество выгодно благодаря нашим технологиям, полученным от Daimler’а. «КамАЗ» же получит от белорусов дополнительные мощности, как в свое время получил их от русских немецкий автоконцерн.

Речь об объединении «КамАЗа» и «МАЗа» зашла еще в 2011 году, причем инициаторами слияния выступили «Ростехнологии».

Дальше начался длительный процесс оценки предприятий, существенно затянувший процесс заключения сделки, причем тормозила именно белорусская сторона. Сначала в Минске оказались недовольны обозначенной стоимостью «МАЗа» в размере 800 млн долларов, предложив свой вариант – 2,5 млрд долларов. То есть раза в полтора-два дороже самого «КамАЗа», который существенно опережал белорусского собрата и по объемам производства больше, и по продажам. В итоге сговорились на следующем: «КамАЗ» – 1,6 млрд, «МАЗ» – 1,1 млрд долларов. В совместное предприятие «Росбелавто» будут внесены 75% «МАЗа» и 49,95 «КамАЗа». Поначалу владение будет происходить на паритетных началах, но спустя два года «Ростехнологии» выкупят 25% новой компании и получат над ней контроль .

Цифры цифрами, а чем еще, помимо расширения производственных мощностей, эта сделка выгодна для «КамАЗа»? Слияние позволит сосредоточиться на производстве новых моделей автомобилей, в то время как сборкой старых займется Минск, что снизит издержки производства в Набережных Челнах. Для «МАЗа» же сотрудничество с «КамАЗом» означает снижение себестоимости продукции и, как следствие, увеличение объемов продаж. Ну и попутно другие приятные мелочи, вроде более полной загрузки производственных мощностей и обеспечение новых рабочих мест.

Не стоит забывать и о том, что с вступлением России в ВТО конкуренция на рынке обострится, и объединение с белорусами пойдет обоим концернам только на пользу.

Эволюционный путь развития заключается в неторопливом движении вперед, извлекании уроков из собственных ошибок и разумной оглядке на опыт успешных предшественников. Да, всегда есть куда и к чему стремиться, но уже сегодня «КамАЗ» примеряет на себя ту роль, в которой несколько лет назад выступал и продолжает выступать немецкий Daimler. И если идет такая эволюция, то ни к чему революции.