Самоубийство Хохзеефлоте.

21 июня 1919 года.

Бухта Скапа-Флоу. Оркнейские острова.

Тонущий SMS (Seiner Majestät Schiff-корабль Его величества )  линкор Баейрн, корабль во всём подобный английским Квинам-лучшим линкорам ПМВ.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/SMS_Bayern_sinking.jpg?uselang=ru

http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/grinnols.b5/0_60233_925cbfbb_XL

Некоторые эсминцы англичане успели дотащить до мели.


Германия подписала перемирие с союзниками 11 ноября 1918 года. Среди статей документа были следующие:
 
XXII. Сдача союзникам и США всех существующих подводных лодок (включая подводные крейсеры и заградители) с полным вооружением и снаряжением в портах, указанных союзниками и США.
XXIП. Германские надводные военные корабли, указанные союзниками и США, будут разоружены, а затем интернированы в нейтральных портах, а в случае, если таких подходящих портов не окажется, то в союзных тех, указанных союзниками и США; они будут находиться в этих портах под наблюдением союзников и США, причем на кораблях останутся лишь команды, необходимые для несения караульной службы.
Интернированию подлежат:
6 линейных крейсеров,
10 линейных кораблей,
8 легких крейсеров, включая 2 заградителя,
50 наиболее современных эскадренных миноносцев.
Все остальные надводные военные корабли (включая речные) должны сосредоточиться в германских базах по указанию союзников и США, окончить кампанию, полностью разоружиться и поступить под наблюдение союз¬ников и США. Все вспомогательные военные корабли разоружаются.
XXVI. Существующие условия блокад, установленные союзниками и объединившимися державами, остаются в силе, и все обнаруженные в море германские суда по-прежнему подлежат захвату.
XXIX. Все порты Черного моря эвакуируются Германией; все русские военные корабли, захваченные Германией в Черном море, передаются союзникам и США...
XXXI. Запрещается уничтожение кораблей или материалов до эвакуации, сдачи или возвращения.
………

Англичанин Вильсон Xерберт в своей капитальной монографии «Линкоры в бою 1914-1918г.г.» вспоминает об этом событии так:
«Восстание в германском флоте в конце октября 1918 г. помешало Германии дать решительное сражение британско-американскому флоту в Северном море.
По условиям перемирия, вошедшего в силу 11 ноября 1918 г., Германия обязана была в 14 дней сдать все подводные лодки и направить в нейтральные или союзные порты для интернирования: 6 линейных крейсеров, 10 линейных кораблей, 8 легких крейсеров и 50 новейших эскадренных миноносцев.
21 ноября германский флот под командой в.-адм. фон Рейтера прибыл к Росайту, где был встречен всем Гранд Флитом в составе 260 вымпелов (включая 6-ю эскадру линейных кораблей США и небольшой французский отряд) под командой Битти, который таким образом провел свою последнюю операцию в этой войне. Сдававшаяся эскадра состояла из 14 больших кораблей (5 линейных крейсеров и 9 линейных кораблей), 7 легких крейсеров и 49 эскадренных миноносцев, к которым позже присоединилось еще 2 линейных корабля, 1 легкий крейсер и 1 эскадренный миноносец. Эскадра была введена в Росайт, где с заходом солнца германский флаг был спущен по сигналу Битти...
Германские корабли были затем переведены в Скапа Флоу, где для исправного содержания на них были оставлены партии германских моряков. По условиям перемирия англичане не имели права вводить на корабли своих людей и вмешиваться в их внутренний распорядок. 21 июня 1919 г. большая часть этих кораблей была потоплена своими командами по приказанию адм. Рейтера...
Флот был затоплен во избежание окончательной сдачи, входившей в число условий мира; акт потопления был явным нарушением международного права и повлек за собой предъявление к Германии требований о добавочных репарациях. Среди германских команд были некоторые потери (по данным Рейтера — 4 убитых и 8 раненых), так как они были обстреляны англичанами за неподчинение распоряжениям...

Условия, в которых там пребывали небольшие  немецкие экипажи, были очень суровыми. Британское командование запретило всякое перемещение личного состава с корабля на корабль, не говоря уже о посещении берега. Однообразие службы отягощалось и почти несъедобной пищей, доставлявшейся согласно договору из Германии, и прибывавшей в испорченном виде.

Когда немцы раскладывали полученную провизию для просушки, командам находившихся поблизости английских сторожевых судов приходилось затыкать нос.
Корабельные радиостанции англичане давно конфисковали. 
Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию. Сделано это было,  чтобы очистить экипажи от революционных элементов.
На кораблях остался минимум людей, преимущественно добровольцев.  Опасаясь, что при любом исходе мирных переговоров его флот неизбежно достанется англичанам, адмирал фон Рейтер решился на рискованный шаг, решив одновременно затопить все корабли.

“Гибель лучше плена” — так адмирал  обосновал свои действия.
«Немыслимо было сдать беззащитные корабли врагу. Мы, офицеры, поклялись всем святым уничтожить их», — писал он позднее.

Ещё 17 июня фон Рейтер выпустил приказ, предписывающий произвести  затопление прежде чем истечет срок перемирия, так как опасался вмешательства английских абордажных партий.
Свои секретные приказы немцы передавали с корабля на корабль на английском пароходике, развозившем почту.

Показательно, что среди немецких моряков не нашлось НИ ОДНОГО труса, или предателя, и утечки информации англичанам допущено не было.

В 10.30 фон Рейтер поднял сигнал: «Параграф 11. Подтверждаю». Это был условный сигнал начать  затопление .
Германские корабли снова подняли имперские военно-морские флаги, в нарушение запрета английского адмирала Битти.
Немцам надо отдать должное: подготовку акции они провели отлично. Моряки открывали кингстоны, кувалдами разбивали трубопроводы, клапаны и вентили.
(Например, линкор «Фридрих дер Гроссе» затонул через 50 минут после того, как фон Рейтер отдал свой приказ).
Прошло некоторое время, прежде чем англичане сумели сообразить, что германские корабли начинают садиться кто носом, кто кормой, или имеют ненормальный крен на борт. Неподвижным оставался только флагманский крейсер «Эмден». Фон Рейтер опасался, что британский дрифтер, успеет поднять тревогу, и будут приняты ответные меры.
В результате, британский адмирал получил предупреждение только после полудня, к тому времени, когда большая часть германских кораблей уже глубоко сидела в воде или имела крен на грани опрокидывания.
Англичане спохватились слишком поздно. Их сторожевые суда приблизились к агонизирующим германским кораблям и открыли огонь, требуя от экипажей закрыть кингстоны. Англичане обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами.
Но тщетно... Немцы подготовились с характерной для них основательностью. Один из английских офицеров  вспоминал: «Мы никак не могли добиться от немецкого экипажа, чтобы нам показали открытые кингстоны. Нетрудно вообразить, каково было спускаться в трюмы незнакомого корабля со множеством отсеков, как на всех германских кораблях, не имея ничего, кроме факела в руке, и зная, что корабль тонет и в любой момент может пойти к дну».
Англичанами, были спасены  только линкор «Баден», легкие крейсера «Эмден», «Франкфурт», «Нюрнберг» и половина миноносцев. Все остальные корабли к 16.00 затонули. За один день на дно пошли боевые корабли общим водоизмещением более 400 000 тонн.
В течение этих  часов были затоплены: 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 миноносца.
По немецким данным, девять их моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках, еще 22 человека были ранены. Они стали последними жертвами Первой мировой войны...

Собственными, сохранившими честь и дисциплину экипажами, в  Скапа  Флоу  был затоплен  второй по силе флот мира.

После возвращения из плена контр-адмирал фон Рейтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

В период с 25 по 39 год большая часть затонувших кораблей была поднята частной английской фирмой под руководством Эрнеста Кокса. Это человек стал легендой в мире судоподьёма. Он поднял практически все корабли германского флота,  допустив всего 1 или 2 смертельных случая при подьёме и стал миллионером на торговле металлическим ломом.

Впрочем вскоре разразилась ВМВ.