История, которую надо помнить.

 

История храма-часовни святого благоверного великого князя Александра Невского г. Екатеринодара.


В октябре 1792 года кошевой атаман Черноморского казачьего войска З. А. Чепега прибыл на кубанскую землю с войсковым штабом, обозом и тремя конными и тремя пешими полками. Утомленный дальним переходом и застигнутый разбушевавшейся непогодой, он решил остановиться «на зимовлю» вблизи Ейcкого городка, дать отдых казакам, чтобы по установившейся весне двинуться дальше и выйти к реке Кубани.

З. А. Чепега выбрал для войсковой резиденции Карасунский Кут, огражденный с трех сторон Кубанью и Карасуном.

В 1793 году город Екатеринодар фактически уже существовал.

В следующем году, в сентябре, прапорщиком Гетмановым город был размежеван и разбит на жилые кварталы и площади — церковные и торговые.

В 1799 году атаман Т. Т. Котляревский распорядился строить деревянный войсковой храм, который был построен и торжественно освящен 5 октября 1802 года. Собор вышел благолепный. Но с годами он обветшал. И казаки на одной из площадей в центре Екатеринодара, где временно разместился Новоторгующий рынок, решили возвести   большой войсковой Александро-Невский собор, рассчитанный на тысячу лет.

Еще 6 марта 1846 года военный министр, генерал-адъютант князь А. И. Чернышев уведомил главнокомандующего на Кавказской линии о том, что Государь Император «повелеть соизволил» вместо существующей ныне в Екатеринодаре ветхой соборной деревянной церкви построить согласно «препровождаемой копии проекта и двум планам, Высочайше утвержденным, новую каменную соборную церковь на площади, примыкающей к главной улице города».

Весной 1853 года состоялась закладка нового храма. Проект собора был составлен кубанским казаком, окончившим Императорскую Санкт-Петербургскую Академию художеств, инженером-полковником Иваном Денисовичем Черником. Постройка велась почти двадцать лет. Хотя делались щедрые пожертвования, но средств не доставало.

Строили храм в византийском стиле. Именно русские зодчие этот стиль, созданный мастерами Византии еще в V веке, довели до совершенства. Собор был подчинен «Пятиглавому чину», когда главный купол, покрывая среднюю четырехугольную часть, покоится на арках и парусах. Храм отличался строгостью, но легкостью и изяществом линий.

ФОТО Собора того времени

Образа (125 работ) были заказаны петербургской артели художников. Их доставил летом 1872 года в Екатеринодар известный столичный живописец Фирс Сергеевич Журавлев (1836—1901), автор знаменитой жанровой картины «Перед венцом». Сам же иконостас резной и золоченой работы поручили сделать тифлисскому мастеру-иконостаснику Федору Рубцову. Для алтаря одна картина «Благовещение» выполнена кубанским художником, выпускником Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств П. С. Косолапом.

Завершилось строительство в 1872 году. Среди любимых и почитаемых образов собора – иконы Покрова Пресвятой Богородицы, «Скоропослушница», «Иверская». Слева от Царских врат нижнего придела – икона Богородицы «Знамение».

Пройдут десятки лет, писал в своём дневнике старожил В.С. Вареник и внуки наши, с благоговением указывая своим детям на освященную сегодня обитель Всесвятого Христа Бога Нашего, скажут им: «Молитесь в Храме этом за ваших предков, будьте истинными сынами вашего Отечества и ревностно чтите Православную Церковь».

Купола собора, покрытые добротным демидовским железом, изготовленным знаменитыми Демидовскими заводами, были окрашены зеленой краской, а кресты — золоченые. В западных куполах находились колокола, самый большой из них весил 506 пудов, звон которых в погожий летний час слышен был за десятки верст, а сам собор, сверкая крестами, виден был и с северного степного раздолья, и с южной далекой закубанской равнины.

По своему статусу Александро-Невский собор был казачьим войсковым. Здесь хранились регалии Кубанского казачьего войска. Их выносили по праздникам, когда устраивались парады. Здесь, на Соборной площади, совершались молебны, собирался казачий круг.

Особенно памятны были торжества в честь посещения города Екатеринодара императором Александром III и императрицей Марией Федоровной с сыновьями: двадцатилетним наследником – цесаревичем, августейшим атаманом всех казачьих войск Николаем (будущим царем-мучеником) и великим князем Георгием.

24 ноября 1914 года. Император Николай II вновь посещает Екатеринодар, откуда он направится на Кавказский фронт. Императорский поезд прибыл в Екатеринодар в час дня.

На вокзале Императора встречали наказной атаман Кубанского войска М. П. Бабыч, депутации от сословий. Приняв хлеб-соль и поблагодарив за любовь и преданность, Государь Император в открытом экипаже, при колокольном перезвоне всех церквей, проследовал в Александро-Невский собор. Здесь он был встречен епископом Ейским Иоанном.


На Соборной площади, заполненной народом, – праздничное настроение. Выслушав краткое молебствие, Император отправился посещать раненых в войсковой и городской больницах.

1918 год. События, происходившие у стен собора, потрясают. На Соборной площади, у его стен, глумятся над телом убитого генерала Корнилова, войска которого оставляют город. Дважды меняется власть. В город приходит Добровольческая армия Деникина, штаб ее находился в здании на Соборной площади. Каждая смена власти – это уличные бои и кровопролития.

1920 год. Вновь уличные бои. Наступление Красной армии. Март – город получает название Краснодар.

1922 год. 2 и 5 мая из собора изымают церковные ценности.

29 октября 1929 года. Войсковой собор закрывают. Отчаянные попытки по его спасению предпринимает его последний настоятель – отец Михаил (Воскресенский).

Но всё же красавец собор — чудо народного зодчества — был закрыт и осквернен. С него сняли купола и колокола. И разместили в полуразрушенном храме музей атеизма.

В марте 1932 года принято решение о разборе белого собора.

К 1-му мая 1932 года собор был взорван. Очень долго на месте этом, огороженном забором, рос кустарник, затем устроили клумбу и фонтан.

Обретение поруганных святынь.

В год 200-летия города Екатеринодара – 17 июня 1993 года — в сквере Соборной площади по улице Красной митрополит (тогда - архиепископ) Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил место и совершил закладку будущей часовни «в память репрессированных и убиенных казаков за Веру и Отечество».

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа сия часовня будет сооружена в честь святого благоверного князя Александра Невского…» — гласила всем проходящим надпись Закладного камня.

Эта часовня строилась здесь и как напоминание: во искупление страшного злодеяния, совершенного в 30-е годы прошлого столетия,  разрушения Войскового собора Александра Невского. Первые храмы города или бережно разбирались, или переносились на другое место. Здесь же – место расправы с особой жестокостью. Здесь, на Соборной, храм был разрушен, так же как и храм Христа Спасителя в Москве.

1993 год – начало строительства часовни. А уже 30 декабря 1994 года ее освятил правящий архиерей – митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Над ее строительством трудились казачество и многие миряне, среди которых мэр города В. А. Самойленко, из священства - протоиерей  Николай Щербаков. Часовенка получилась маленькая, кирпичная, размерами буквально 3х3 метра. В ней вместе с иконами и подсвечниками помещалось не более пяти человек. Настоятелем в этот приход, правящий архиерей назначает тогда отца Александра Диденко.

ФОТО Часовни

1996 год закончился для часовни настоящим чудом: 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского — время, разорванное ураганом революции, сомкнулось. На Соборной площади, ставшей теперь всего лишь сквером, снова служилась Божественная Литургия, снова звучали слова: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».

Много людей собирается возле часовни на крестный ход в день памяти Царственных страстотерпцев. Этот ежегодный крестный ход 17 июля почему-то всегда приходил в часовню. Именно здесь служили святому Государю Николаю II молебен с акафистом. Почему в часовню Александра Невского? Никто объяснить не мог. Но у Бога случайностей не бывает…

Так с годами сложился у часовни свой приход со своими традициями и особенностями. Сложился и особый тип прихожанина, смиренно переносящего все неудобства часовенских служб, проводимых практически под открытым небом.

А большой войсковой Александро-Невский собор восстановили

ФОТО мои

 

PS

В Великую Пасху можно в колокола в часовне звонить любому, я не рискнула, а вот у мужа получилось, на мой взгляд, хорошо.

Вот такая история, которую читаю с удовольствием, у меня есть Родина, предки, о которых помню и внукам когда-нибудь расскажу.

И вот ещё …

В 1916 году в Кубанской области проживало 2.952.390 человек, исповедующих православие.

В 1919 году здесь было 500 православных приходов, включая домовые церкви.

В 1939 году по области осталось 5 действующих церквей. К этому же времени было взорвано более половины кубанских храмов. Только за 4 месяца 1918 года, по неполным данным, было зверски убито 40 священников и церковнослужителей. На Всесвятском кладбище Краснодара похоронено 49 убитых и репрессированных епископов и священнослужителей.


И что, после всей пролитой крови стало лучше жить?


Материал собирала в инете, вот основной сайт, немного сократила, хотя было очень тяжело

 

http://kubanchasovnya.ru