Демократия и демография

На модерации Отложенный

Как утверждает Валерий Николаевич РАСТОРГУЕВ, доктор философских наук, профессор МГУ, зам. главного редактора журнала «Трибуна русской мысли», демократия, демагогия и демография имеют один общий корень: demos – народ.

Мало того, эти слова ещё и «сводные сёстры». Эти однокоренные слова далеко не случайным образом соединены в словарях, а судьбы «сводных сестёр» - в жизни. По утверждению Валерия Николаевича «Власть – родная матушка демократии и демагогии». А вот для демографии она (власть) – мачеха, которая также пренебрежительно, как и к падчерице (демографии) относится и к отцу всех троих «слов - сестёр» - демосу…

Вот так, поэтически доктор философских наук обозначил три важнейших для каждого без исключения понятия.

Итак. Как известно, демократии нужны граждане. А гражданам (как бы странно это ни звучало) крайне нужна демагогия (вожди, которые способны обеспечить «хлеба и зрелищ»). Только вот демография мало, кому интересна. Потому как народу на эту самую, демографию наплевать по причине того, что ему непонятно, что это за наука такая, коль скоро даже «учёные мужи – демографы» никак не могут придти к единому мнению и спорят по поводу и без оного об её, демографии, природе. А, поскольку научные изыскания в области демографии довольно затратны, не нужна она (демография) и власти, родной матушке демократии и демагогии.

Не углубляясь в отождествление «политических процессов» с родственными отношениями людей (кому власть мать родна, а кому – мачеха), наверно следует остановиться вот на чём. На готовности верить демагогам. Видимо, именно отсюда слепая вера либо в демократию, либо в диктатуру, а то и в их общих «детей – уродцев», диктатуру демократии, которую демонстрируют современные либералы, или же «демократическую диктатуру», вершину ленинской мысли.

Платон утверждал, что демократия порождает тиранию. А Аристотель считал, что «большая часть тиранов вышла из демагогов, которые приобрели доверие тем, что беззастенчиво клеветали на тех, кто знатен». Вот и получается, что слепо верящие в демократию – жертвы демагогии.

Демократия не зря называется плюралистической, то есть, групповой, стайной. И если не попал в стаю, то «ходи по краю», ну а уж столкнуть в пропасть всегда легче того, кто «на краю» этой самой пропасти. Не потому ли Ф. Ницше так популярен у либеральных демократов? Не потому ли поклонники «всемирной демократии» так яростно облаивают любого, кто покажется «им» конкурентом? Или (не дай Бог) выскажет собственное мнение, отличное от их «демократичного, стайного» мнения?

И вот, с упоением говоря «об устойчивом развитии мира», о «демократических ценностях» не хотят (или не могут?) увидеть главных угроз. С лица земли реально могут исчезнуть не только островные государства, природные регионы планеты с живностью и растительностью в результате техногенных катастроф, но народы с их культурой и цивилизацией.

Уже сегодня над многими народами «демократического мира» навис дамоклов меч культурно-этнической катастрофы. Причём, катастрофы различных типов и генеза как будто, «тяготеют» друг к другу. Они будто, свиваются в один глобальный клубок проблем, которые невозможно решить ни «в порядке поступления», ни по отдельности. При этом, на грани исчезновения не только малочисленные этнические группы, но и так называемые, «суперэтносы». И если эти процессы не остановить, они станут очень скоро необратимыми.

В Росси как будто «озаботились» и природосбережением и народосбережением. Разработана и принята Концепция развития страны на период до 2015 года. При личной поддержке Президента России создана Экологическая доктрина РФ, которая была принята к Всемирному саммиту по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Обнадёживает и тот факт, что сегодня нет необходимости доказывать органическую связь демографической и экологической политик. Вселяет надежду и принятие Социальной доктрины по инициативе Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Но, достаточно ли всего этого, чтобы избежать демографической катастрофы?