|
В начале было Слово. Словосочетание это в нынешние времена в большом ходу, оно используется иногда и к месту, но куда чаще для того лишь, чтобы, пo утверждению классика, образованность свою показать. Самый близкий пример тому — борзые телеящичные информаторы, которые за красное словцо готовы душу свою продать. Однако же, и среди тех, кто им вольно или невольно внемлет, не редкость услышать бездумное повторение этого ходячего присловья. Не так давно, в разговоре с одной вполне интеллигентной, даже слегка начитанной женщиной тоже пришлось услышать: «Так ведь, как говорится, в начале было слово!» Я спросил: «А что дальше-то?» Собеседница моя смутилась, даже заметно покраснела, и честно призналась, что не знает. А ведь дальше-то идут, можно сказать, главные и куда более значимые, исполненные великого смысла слова. Давайте-ка их припомним.
В начале было Слово. и Слово было у Бога, и Слово было Бог...
Как видим, Слово не только возвеличено, но и обожествлено. И это понятно: ведь все сущее сотворялось Словом, через Слово: «Да будет твердь земная и твердь небесная! Да будет свет и будет тьма…» Но и это еще не все. Далее сказано, что в нем, в Слове, была жизнь и свет человеков. И свет этот во тьме светит и тьма не объяла его..»
Надо ли пояснять, что речь идет не о дневном обычном свете, а о свете духовном.
И если из библейских времен переступим в область последующей человеческой истории, то увидим, что о том или другом народе мы судим прежде всего по его духовному вкладу в общечеловеческую культуру. Если мы заговорим, к примеру, о средних веках, об эпохе Возрождения, то каждый из нас, наверное, сразу же вспомнит Италию, великих итальянских художников Рафаэля и Микельанджело. Пойдет речь о философии — обязательно назовем великих немцев — Гегеля и Канта. Если же кому-то захочется порассуждать о литературе, то будь он немец или француз, англичанин или итальянец, ему никак нельзя будет умолчать, «не вспомнить» — о великой русской литературе. Один из замечательных европейских писателей, лауреат Нобелевской премии именно так о ней, о нашей литературе, и сказал: «Я не знаю в мире ничего более достойного и великого, чем русская литература». Так что если посчитать, что итальянцы, как нация, «высказались» миру своими живописцами и скульпторами, немцы — философами, то мы, русские, высказали себя через литературу, через слово. Уточним — хотя и так понятно — не через слово вообще, а через слово письменное.
|
Комментарии
по крайней мере одновременно..но не ранее ,не в-начале..
Однако ,возможно в этом еретическом\как-то незамеченно сонмом книгочеев \утверждении возможно ,кроется пафос Христианства именно как Христоцентрического и только ЧЕРЕЗ Христа-слово возможное..
Комментарий удален модератором