Плоды нетрадиционной культурно-исторической ориентации

Резун 1812 года…
Плоды нетрадиционной культурно-исторической ориентации.
 
В конце 1990-х в около-исторической публицистике появился жанр-пародия. Объектом его стали в том числе «труды» Виктора Суворова (Владимира Резуна). Оппоненты опровергали его творения простым способом – они применяли «методы исследования» «разведчика-аналитика» к разного рода событиям прошлого, как недавнего, так и отдаленного. Пародии поспособствовали превращению «резунистов» во всеобщее посмешище, поскольку, пользуясь «методой» Резуна, «убедительно доказывали» всё, что угодно. В частности то, что в 1812 году Россия Александра I готова была вот-вот напасть на империю Наполеона, и тому ничего другого не оставалось, кроме как ударить первым…
Совсем недавно на сайте журнала «Дилетант» (этакий дочерний проект «Эха Москвы») появилась статья некоего Евгения Понасенкова, который вывод об «оборонительности» войны 1812 года для Наполеона воспроизводит уже на полном серьезе. Название статьи длинное: «Почему войну 1812 года никак нельзя назвать «отечественной».
Вот цитата из текста: «Со стороны Франции кампания 1812 года есть классический случай самообороны». Мало? Можно еще: «Наполеон не только не собирался переходить границу, но, располагая достоверными сведениями разведки, готовился к обороне от агрессии Александра».
После выяснения, что Сталин в 1941 году хотел напасть на миролюбивого Гитлера, а Александр – на бедного Наполеона осталось только что-нибудь прочитать о превентивном и оборонительном характере походов Батыя и Мамая.
«Резун 1812 года» – титул и сам по себе сомнительный, даже если бы построения мусью Понасенкова хотя бы дотягивали до уровня «творчества» Резуна.
Вот «неоспоримое доказательство» того, что Наполеон не только не собирался переходить границу, но, располагая достоверными сведениями разведки, готовился к обороне от агрессии Александра: «Если на вас будут наседать вражеские войска… отступайте на Ковно, чтобы прикрыть этот город…», - писал маршал Бертье генералу Гранжану 26 июня…»
Поводов для того, чтобы, как говорят в Интернете, «упасть пад цтол», сразу два.
Это хронология и география: 26 июня – второй день войны 1812 года, а Ковно (Каунас) к которому предполагается отступать – территория Российской империи. Дивное миролюбие.

Но более всего хороши ссылки, - не на архивы, не на сборники документов, не на авторитетные исторические работы - а на самого себя. Вот они. 
Лекция «Наполеон Бонапарт и современность» на телеканале «Дождь» (июль 2011 года). Интервью «Тайны Наполеона Бонапарта» на телеканале «Совершенно секретно» (2010 года). Тема «Давным-давно» в ток-шоу «Ночной молодежный канал» (телеканал «Столица», 2010 год).
Столь часто выступающий известен незнанием самых элементарных вещей. Вот один из его доводов о миролюбии Бонапарта: «…Поэтому и кампания началась невероятно поздно (если бы Наполеон планировал глубокое вторжение, то не стал бы ждать жаркого лета и дождливой осени)».
А вот как объясняет «запоздалое» начало кампании профессиональный историк: «...Наполеон собирался начать свою кампанию 1812-го года отнюдь не в июне, а в апреле. И только вот неурожай прошлого года и волнения в связи с этим непосредственно в империи вынудили его отложить, но он утешал себя тем, что, вступая в июне, уже будет трава и прочее, подножный корм для лошадей будет».
Забавно, что вторая цитата взята с сайта «Эха Москвы». Её автор Александр Валькович, президент международной военно-исторической ассоциации; он 7 июля рассказывал о дорогах и о снабжении воюющих армий в 1812 году. 
С одной стороны, на «Эхе» иногда появляются вполне нормальные люди, а с другой – «дочерний проект» радиостанции вываливает на читателей безграмотный бред.
Интересно, чем же очаровал Понасенков редакторов сайта. Ничего не утверждаю, но вот один из откликов на статью: 
«Это тот самый Евгений Понасенков, который регулярно печатается в гей-журнале «Квир»? Нетрадиционная ориентация, однако...»

Григорий Рожнов
http://ponasenkov.info/