Компромисс и его проявления..
На модерации
Отложенный
Читая заметки и статьи меня осенила мысль, что люди путают понятия и забыли элементарные вещи как понимание и компромисс...
Долго думая рассуждая, решила обратиться к классике и нашла письмо В. Н. Семина к Лавлинскому Л.И. от 9 сентября 1976 г., с которым согласна в понятиях компромисса..... Есть конечно но, но в целом мне кажется интересные мысли...
"Человек, не вступающий в компромиссы - монстр. Есть только один способ избегнуть компромиссов - принудить к ним другого (заставить смириться). И в семье, и в обществе человек со склонностью п р и н у ж д а т ь других к компромиссам - тиран. Сам понимаешь, что такие люди не могут вызывать у меня симпатию. Многоликость же - нечто другое. Если мы будем пренебрегать оттенками - мы многое упустим. На компромисс идут, чтобы сохранить себя и сохранить другого. …. Человек, идущий на компромисс, понимает, что "жить в обществе и быть свободным от общества - нельзя" Если мы отделим от компромисса трусливую уступчивость, малодушное желание угождать , то с компромиссом все станет более или менее ясно. Это совершенно необходимый посредник в отношениях между людьми. Это вовсе не значит, что инструмент прост, что овладение им проходит без срывов и, что каждый раз н е о б х о д и м ы й компромисс можно отличить от вынужденного (смирения или холуйства - ). Срывы тут могут быть и в трусливое малодушие и в посягательство на силу, на тиранию. Короче говоря, тут нужны мудрость и характер. И понимание, что сам ты, кто бы ты ни был, не без греха. Если помнишь, Толстой говорил, что нет таких преступлений, которых бы он не совершил, по крайней мере, в сердце своем. К Толстому можно прибавить Достоевского, к ним Гёте. И т.д. Великие люди очень часто на этом настаивали. И не бесчеловечности же, а именно человечности ради. Компромисс труден. Он требует самовоспитания, связан с мудростью. С пониманием того, что те, кто окружают тебя, не только имеют право существовать, но и отличаться от тебя.
Терпимость - продукт высокой цивилизации. Лицедейство же - попытка обойтись и без самовоспитания и без мудрости. Сие проще компромисса по целям, примитивней по побудительным мотивам. Компромисс признает, что мир сложен, что самоограничение - единственный способ сохранить его приемлемым для всех. Лицедейству же до мира вообще нет дела (это так, ибо оно - следствие эгоистической алчности - алкания власти, богатства, наслаждений. Компромисс настаивает на мягкости, на терпимости. Лицедейство же часто требует бескомпромиссности, твердости, выступает под маской несгибаемости. И то, и другое - способ адаптации - признание, что мир скроен и сшит не по нашей мерке и что - хочешь не хочешь - с этим приходится считаться…. (это так, но лицедейство - это приспособительный способ адаптации, а компромисс - освоительный способ). Рассчитывающий прожить без компромиссов и т.д. Идущий на компромисс испытывает страдание, вполне естественные, впрочем. Ибо человек с чем-то расстается. Лицедей же в какой-то момент замечает, что есть способ избавиться от страданий и потерь, достаточно лишь зажить другим человеком, вписаться в другие координаты. Отталкивается же он чаще всего от компромисса (нет - от прагматичного приспособленчества): "Все равно без уступок не прожить". Вот это "все равно" играет часто самую губительную роль. Разумеется, все это подхлестывается различными соблазнами. Практические дела начинают "удаваться". Мир теряет свою пугающую сложность. Возникает ощущение превосходства над другими, которые, конечно же, из глупости только не могут усвоить известных правил игры. Появляется соблазн посвящённости. Тирания и лицедейство - это лишь два способа обойтись без компромиссов. Как ты знаешь, даже тирании это никогда не удавалось (здесь компромисс замещается интригой и демагогией ).
Комментарии
Неужели появились курсы словоблудия?