Мировые СМИ недавно распространили новость — русская атомная подлодка почти месяц тайно находилась у побережья США в Мексиканском заливе. О дерзости российских военных моряков узнали только после того, как они ушли из района скрытого плавания. Как оказалось, американские военные промухали многоцелевую подводную лодку (МЦПЛ) 971-го проекта (по классификации НАТО — «Акула», прошу не путать с нашей классификацией).
Комментировать информацию о подводной лодке в Мексиканском заливе в Минестерстве обороны РФ не стали, заявив, что это «закрытая информация, согласно общемировой практике. В военном ведомстве лишь сообщили, что российские ПЛ «несут боевую службу по графику в различных районах Мирового океана». В Пентагоне эту дерзость со стороны России так же решили оставить без комментариев. Однако в связи с этой историей ряд американских чиновников выразил озабоченность. Была подвержена критике работа противолодочных комплексов США и подчеркнуто, что администрация Обамы в рамках снижения затрат на оборону сокращает финансирование этих комплексов на 487$ миллиардов в течение ближайших 10 лет.
Сомнительные перспективы.
Стоит отметить, что Россия в начале года предупреждала о том, что возобновит патрулирование Мирового океана. В феврале главком ВМФ России заявил официально: «уже 1 июня или чуть позже Россия впервые за 26 лет вернет свои стратегические подводные крейсеры на непрерывное боевое патрулирование в нейтральные международные воды». Председатель комитета по обороне Госдумы России, адмирал В. Комоедов заявление о возобновлении непрерывного патрулирования подлодками Мирового океана одобрил с радостью. Однако он усомнился, что в ближайшие двадцать лет такие крупномасштабные планы могут быть выполнены. С учетом нерасторопности российских судостроителей (для справки: на постройку “Юрия Долгорукого” ушло почти 7,5 лет, а последние 4 года лодка проходит испытания), в идеальном случае российский флот на вооружении до конца 2012 года будет иметь только 1 новую стратегическую АПЛ.
Надо отдать должное нашим флотоводцам — они позаботились о материально-техническом обеспечении своих громких заявлений. Планы перевооружения ВМФ просто фантастические. В начале 2012 года издание «КоммерсантЪ» написало, что в госпрограмме вооружений на период 2011-2020 годов заложено около 4,7 триллиона бюджетных денег на развитие ВМФ России.
В связи с этим до 2020 года должен быть поднят Андреевский флаг на 10 РПЛСН «Борей» проекта 955 (по другим данным, их будет только 8), 7 многоцелевых АПЛ «Ясень» проекта 885, 20 дизельных ПЛ (из них 6 — 636.3 проекта «Варшавянка»), 35 корветах, 14 фрегатах, 6 малых артиллерийских кораблях 2163.0 проекта «Буян», 6 больших десантных кораблях 1171.1 проекта, 4 французских вертолетоносцах «Мистраль».
Что касается “Мистралей” — первый корабль уже начали строить на судостроительной верфи во Франции. Как планируется, вертолетоносец на вооружение ВМФ России поступит в 2015 году. Причем французы построят для России только первые два корпуса, еще 2 изготовят в России по предоставленной французской стороной лицензии.
Программа строительства новых атомных субмарин так же не стоит на месте. Первая подлодка «Ясень» проекта 885 под названием «Северодвинск» в июле-августе проходила испытания в Белом море и до конца 2012 года должна была войти в состав ВМФ, однако ядерный реактор в ходе испытаний лодки требуемой мощности не выдал, кроме этого, подлодка не обеспечила необходимый уровень шумности. Так же в настоящее время контракт на поставку новых самонаводящихся торпед для АПЛ проекта «Ясень», которые производит завод «Дагдизель», не завершен. «Новой торпеды с требуемыми характеристиками до сих пор нет.
То изделие, которое было создано, является взрывоопасным и потому не может быть использовано для вооружения подлодки», — заявил представитель ОПК.
Если в дальнейшем будет задержка с поставками торпед заводом, АПЛ «Северодвинск» оснастят торпедами старой модификации, стоявшими на вооружении лодок 949А проекта «Антей».
Очередная подводная лодка этого класса — «Казань» — планирует сойти со стапелей в 2015 году.
А первый «Борей» проекта 955 — АПЛ “Юрий Долгорукий”, наверно, войдет в состав ВМФ России еще быстрее. Однако осталась еще нерешенная проблема — дополнительного испытания требует главная ударная сила новой лодки — межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава». Для того чтобы принять на вооружение первенца проекта 955 и ракеты Р-30 необходимо, чтобы команда на пуск проходила с Генерального штаба ВС непосредственно на пусковую установку ПЛ, находящейся в подводном положении, не в «ручном режиме», как это было раньше, а через систему боевого управления.
Кроме того, 2-й атомный подводный крейсер 955 проекта «Борей» «Александр Невский», по прогнозам, должен войти в состав ВМФ РФ в начале 2013 года.
Не забыли и о «малых» ТВД (театрах военных действий). Совсем недавно в состав Каспийской флотилии был торжественно принят новый сторожевой корабль «Дагестан» проекта 11661, по классификации НАТО — Гепард). Уникальный в своем роде корабль. По данным СМИ, он обладает современной стелс-технологией, способной изменять магнитное поле и искажать реальные размеры корабля, что очень затрудняет его обнаружение РЛС противника.
Главная изюминка «Дагестана» однако в том, что он вооружен универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», способным применять несколько типов высокоточных ракет — аналогов американских «Томагавк». А еще на борту — система зенитного огня и скорострельные пушки. Все это делает «Дагестан» многофункциональным кораблем, способным действовать не только в составе флотилии, но и самостоятельно. До статуса полноценного фрегата по словам разработчиков, ему недостает только противолодочного вооружения.
Мощный флот требует суши.
Не имея сети ВМБ (военно-морских баз), ни один флот не сможет эффективно и полноценно выполнять в Мировом океане свои задачи.
Казалось бы, какого Россия возомнила себя океанским конкурентом США, базы которых разбросаны по всему земному шару. Ведь у России Северный и Тихоокеанский флоты имеют ограниченные театры потенциальных военных действий, а Балтийский и Черноморский — закупоренные во внутренних морях.
Но здесь стоит вспомнить порт Тартус в Сирии, где расположен пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) российского ВМФ — место базирования боевых кораблей России в Средиземном море. В 2010 году ПМТО модернизировали, после завершения которой пункт имеет все шансы стать полноценной ВМБ с возможностью базирования крейсеров и авианосцев. Стратегическое значение базы в Сирии очевидно — рядом через Суэцкий канал выход в Красное море, а через Гибралтар к просторам Атлантики всего несколько дней перехода.
Еще есть Камрань — военно-морская база в в Южно-Китайском море во Вьетнаме, считающейся одним из лучших глубоководных портов. СССР в свое время создал там супермощную ВМБ площадью около 100 кв. километров. в 2001 году, правда, Россия решила почему-то не продлевать аренду и эвакуировала технику и личный состав. Но ведь статус-кво можно и возобновить?
Подводя итог можно сказать кратко: перевооружение ВМФ России только на бумаге, кроме “Дагестана” флот пока не получил ни одной новой боевой еденицы, не смотря на то, что разговоры о необходимости возрождения ВМФ идут уже около 10 лет. Данный факт – позор для такой страны, как Россия.
Комментарии