Общество и Интернет. Часть 1. Скованные одной цепью…
На модерации
Отложенный
Hwo is Mr.Internet?
Если кто-нибудь хоть раз задавался этим вопросом, то и с определениями Интернета сталкивался. Их много, они разнообразны и для большинства людей одинаково непонятны. Я не буду повторять их здесь в этой статье, и забивать голову читателям тем, чем они и самостоятельно ее могут забить. Проявлю уважение, и попробую описать кратко, что такое Всемирная паутина.
Хотя, что тут, собственно, описывать? Казалось бы, слово «паутина» очень точно характеризует то, что мы называем Интернетом. Но необходимо все-таки определиться, о какой паутине речь? Можно было бы предположить, что подразумевалась паутина бабочек, которые сплетают вокруг себя плотный кокон, но я не буду этого делать, и сразу скажу, что речь идет о ловчей сети пауков. У этой сети есть единый центр, куда сходятся все нити паутины. Неважно будет ли обездвижена добыча паука, или временно запутается. Сам паук будет точно знать, когда, где и каких размеров еда ему попалась, и не попался ли он сам этой «еде».
И вот тут мы все-таки сделаем лирическое отступление и попытаемся доказать эту мысль теми данными, которые есть про Интернет.
Ты помнишь, как все начиналось?
А никто и не помнит обычно. Появление сети связывают с началом 70х годов 20 века, с началом 80х годов…. С чем только не связывают, хотя сама суть Интернета уже заложена в его названии. Вы пробовали дословно перевести этот термин? Ну, как говорят американцы: «OK! Let’sdoit!».
Слово Интернет состоит из двух составляющих: приставки «Интер» (Inter – с английского «взаимо», «меж», «между», «пере», «среди») и «Нет» (net – с английского «сеть», «сетка», «сети», «тенета», «сачок», «западня», «паутина», «сальдо», «чистый доход»). Такие значения как «сальдо» и «чистый доход» видятся мне, конечно, весьма актуальными, с учетом развития интернет-сферы, но вряд ли подходят в нашем случае. Давайте попробуем разобраться и обратимся к весьма занимательной истории.
В столь далеком и, одновременно, близком от нас 1969 году Министерство Обороны США озаботилось проблемой сохранения компьютерной информации во время войны и провело суперсекретные исследования. В эксперименте были задействованы компьютеры четырех объектов, три из которых находились в штате Юта, и еще один – в Калифорнии. На каждом объекте компьютеры были объединены в единую систему, которую сейчас принято называть сетью. Отсюда и название Net. А система, при помощи которой связали эти сети, была названа межсетевым протоколом (InternetProtocol). Собственно сама межсетевая сеть называлась ARPANET. ARPA – аббревиатура от «AdvancedResearchProjectsAgency». «Агентство перспективных исследований», собственно, и проводило в рамках Министерства Обороны США эти исследования.
Все вокруг ничейное, все вокруг мое
Постепенно к системе подключались Университеты, связанные с Министерством обороны США, затем и другие учреждения по всем штатам и миру. У сети образовались местные центры в каждой стране мира. А в 1995 году система была передана в частные руки. Казалось бы, все: это уже никакая не паутина, и больше Интернет напоминает систему нейронов, или сети. С одним только «но»…
Как можно было неоднократно убедиться во времена СССР, слова о том, что общественное – значит мое, не значат ничего. И если есть что-то общественное, то оно и ничейное. А, значит, никто не будет об этом заботиться. Об Интернете заботятся. Интернет развивается постоянно, появляются новые стандарты, новые системы. И все это кто-то ведь должен принимать, утверждать и согласовывать.
Чаще всего встречается утверждение, что Интернет не является коммерческой организацией и никому не принадлежит. Направление развития Internet в основном определяет некое «Общество Internet» (в английском варианте - ISOC Internet SOCiety). ISOC называют организацией, созданной на общественных началах, которая определеяет развитие Интернета в будущем. В качестве технического руководства назначается совет IAB (Internet Architecture Board или «Совет по архитектуре Internet»).
Этакое собрание гуру, состоящее из приглашенных лиц.А ведь еще есть инженерная комиссия IETF (Internet Engineering Task Force - даже не возьмусь переводить этот страх и ужас). Это тоже орган общественный, собирается из пользователей Интернета.
Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
Помните, я говорил об одном "но"? Так вот это "но" заключается в одном единственном вопросе: кем назначаются все эти люди? Кто их приглашает? Кто? Кто, в конце концов, обеспечивает столь высокую эффективность интернет-технологий? Лично мне не верится, что некая общественная организация, некий приглашенный совет, могут так строго и четко развивать некую область, имеющую глобальный охват. Ведь не возникла на общественных началах APRANET, не появилась на частных началах GPS, а тут, вдруг, ни с того, ни с сего, без владельца, без четкого руководства, впервые в истории….
В такие моменты сразу задумываешься о том, что толпа, идущая синхронно, с относительно одинаковой скоростью и пребывающая в относительно одинаковом настроении – это уже не толпа, а демонстрация какая-то. А ведь количество людей, подключенных к сети, достигло уже 1,5 миллиардов человек. Это вам не несколько сотен профессоров. Это огромные массивы информации, интересы, страсти…. Попробуйте такое регулировать в режиме «общественных начал» так, чтобы оно работало. Да такое невозможно в принципе. Думаете что возможно? Тогда попробуйте оценить деятельность ООН и сравнить ее с развитием индустрии Интернета.
Где эта улица, где этот дом?
А вы знали, что подключаясь к Интернету ваш компьютер получает уникальный идентификационный номер? Скорее всего – знали. А тем, кто не знал, попробую объяснить.
Помните паутину? Так вот, вся эта паутина состоит из нитей и узелков. В ней нет ничего сложного: нити – провода или беспроводная связь, узелок – какой-то компьютер, подключенный к этой сети. А как же сервера, вскричат более осведомленные? На что им еще более осведомленные ответят: любой сервер – это просто ОЧЕНЬ мощный компьютер, заточенный под определенные цели. Так что сервера – это узелки покрупнее. Каждый узелок получает свой номер в этой сети. А крупные узелки еще и стараются к этому номеру прицепить какое-нибудь удобоваримое имя, которое мы и видим как адрес сайта.
Но кто раздает эти номера? А занимается этим интернет-корпорация по присвоению адресов и номеров – ICANN. Иногда ее называют некоммерческой организацией. Серверов у нее не так уж и много – в основном, речь идет о корневых серверах (их всего 13 штук по всему миру и названы они буквами английского алфавита от A до М). И, вот ведь удивительно, ICANN очень внимательно прислушивается к рекомендациям из Вашингтона. А уж просьбы Министерства Торговли США вообще готова выполнять беспрекословно. Просто, если ICANN их не выполнит, Министерство торговли США может спокойной воспользоваться своим правом вето.
Не верю…
Именно так и сказали бы многие. А я и не прошу верить. Я готов подписаться под каждым пунктом возражений о том, что невозможно контролировать Интернет. Я полностью согласен, что только раздачей адресов нельзя добиться этого контроля. Я полностью согласен с тем, что пока ни разу не удалось доказать, что кратковременные отключения сети в странах, неугодных США в этот период, есть преднамеренная акция. Тем более, что, бывает, отключается без участия США.
И, конечно же, США будут держать в своих руках контроль над корневыми серверами, раздающими основные адреса, потому что это деньги, бизнес – и только он.
Но…
Помните? Все началось с оборонного проекта.
Помните? Развитие не соответствует форме организации.
Помните? Вместо хаотичного метания у нас стройная демонстрация.
Я не верю. Но вижу логическое несоответствие с тем, что есть на самом деле и тем, как это объясняется. Впрочем, я могу сказать, что не обязательно контролировать машины, достаточно оседлать информационные потоки. А для этого хватит и тоненьких ручейков этой информации. Тех ручейков, которые находятся у истоков.
***
А что у нас в сухом остатке? А там у нас картинка паутины. Не такой, какую мы привыкли видеть, а очень большой, сложенной из сотен других паутинок, из центра которых тянутся нити в единый центр всей паутины. И несмотря на то, что есть отдельные нити, которые не сливаются в этот центр, они все равно являют собой единое целое.
Таков современный Интернет. Он полон своих противоречий и ошибок, предрассудков и тайн. Но одно можно сказать точно. Он изменил общества наиболее развитых стран мира настолько, что не учитывать его в повседневности – это все равно что отказаться в описании окружающего мира от одного из органов чувств.
Комментарии