Где взять "удочки" для абхазов?
На модерации
Отложенный
Криминальная стихия, как вирус, живет внутри любого здорового общества на протяжении всей его жизни. И любое общество на протяжении всей своей жизни борется с этим вирусом. Победить криминальную стихию, как и вирус, окончательно нельзя, но можно и нужно держать ее под контролем. Стоит, однако, обществу ослабнуть, а его социальным и политическим институтам отклониться от тщательного исполнения заложенных внутри них программ, как «криминальный вирус» берет реванш и начинает поедать еще живое общество изнутри. Социальный иммунодефицит опасен так же, как и биологический.
Как правило, эта «вирусная атака» на ослабленное общество заканчивается быстро и печально. Общество умирает, а вместе с ним умирают и те паразиты, которые его пожирали. Но, если это общество в свою очередь оказывается паразитическим и само живет за счет какого-то неограниченного внешнего ресурса (находится, так сказать, на искусственном питании и дыхании), то драма может затянуться. Возникает паразитическая цепочка, на вершине которой оказывается криминал, в середине - подмятое им под себя при помощи подконтрольного ему государства общество, а в основании лежит тот самый ресурс, за счет которого они оба существуют».
Процитированные строки - отрывок из статьи «Государство диктатуры люмпен-пролетариата», опубликованной доктором политических наук Владимиром Пастуховым в «Новой Газете» 11 августа. Статья посвящена проблемам, которые стоят перед российским обществом - причинам их возникновения и путям решения. Но автор как будто откликается на статью известного абхазского журналиста Инала Хашиг - опубликованную двумя днями раньше на «Эхе Кавказа». Оба материала вызывают особый интерес потому, что подтверждают наше заключение о губительной для абхазов политике патернализма - проводимой на протяжении десятилетий и доведшей этот «малый народ» до смертельной опасности.
Статья Владимира Пастухова посвящена проблемам, которые стоят перед российским обществом - причинам их возникновения и путям решения. Автор как будто откликается на статью известного абхазского журналиста Инала Хашиг - опубликованную пару дней назад на «Эхе Кавказа». Оба материала вызывают особый интерес потому, что подтверждают наше заключение о губительной для абхазов политике патернализма - проводимой на протяжении десятилетий и доведшей этот «малый народ» до смертельной опасности.
Правильность заключения подтверждают описанные Хашигом проблемы абхазского общества. Они же являются однозначным свидетельством реальности угрозы. Если резюмировать, то получается:
- Абхазский «президент» Александр Анкваб пытается бороться с коррупцией. Прикарманивать бюджетные суммы или российские транши (что, практически, одно и то же) стало трудно. Раньше «пилили бабло» многие бюрократы разного уровня. Сейчас их число сократилось - но коррупция осталась на высоком уровне и умирать не собирается;
- Реального производства в Абхазии нет. Но в последние 5-6 лет стремительно выросло число бутиков, ресторанов - объектов торговли и сервиса - владельцы и клиенты которых прямо или косвенно были участниками массовой коррупции. Ее переход в «элитарную» категорию влечет банкротство всех этих заведений;
- Махать киркой и лопатой обанкротившиеся абхазы не собираются. Тем более, что в этом деле они не смогут тягаться с неприхотливыми гастарбайтерами из Средней Азии. Другого бизнеса нет. Поэтому обеспеченный класс, сформированный периодом массового «распила», будет вынужден перейти в «малоимущие» - с непредсказуемыми социально-политическими последствиями;
- Анкваб не имеет реальной экономической политики. На недавней 3-часовой пресс-конференции он так и не дал вразумительного ответа на вопрос о том, как в Абхазии собираются зарабатывать деньги?
В то время как народу надо дать «удочку» - коли его лишили российской «рыбы».
Рассмотрев эти проблемы и зная новейшую историю Абхазии, нетрудно понять, что их первопричиной является патернализм - вызвавший деградацию нескольких поколений абхазов. Среди них прочно укоренилось потребительское отношение к государству (раньше - к СССР, сейчас - к России, а что может дать собственно абхазское «государство»?!), когда абхаз требует - а не просит - чтобы государство его содержало. Физический - как и любой другой - труд неприемлем, этим должны заниматься представители «второстепенных» народов вроде грузин, армян, русских… Абхаз же должен заниматься синекурой и жить за чужой счет, или занимать важную должность и командовать - потому что «это абхазская земля». Таковы традиционные, типичные пороки абхазского общества - хорошо известные всем, кто связан с Абхазией.
Признание «независимости» и увеличение финансовых потоков из России еще сильнее раздули патерналистские настроения абхазов. Солидная часть этих потоков возвращается обратно в виде «откатов» - однако и абхазская бюрократия не остается внакладе. Безвозвратно «осваиваются» и кредиты. Как отмечает Пастухов, если «общество в свою очередь оказывается паразитическим и само живет за счет какого-то неограниченного внешнего ресурса (поддерживается искусственным дыханием и внутривенным питанием), то драма может затянуться»...
То есть, абхазское общество сейчас при смерти - просто агония затягивается. Именно «неограниченный внешний ресурс» является первопричиной его бед - но люди, привыкшие к халяве, иначе жить не умеют. В то время как давно идет описанный Пастуховым процесс, когда «возникает паразитическая цепочка, на вершине которой оказывается криминал, в середине - подмятое им под себя при помощи подконтрольного ему государства общество, а в основании лежит тот самый ресурс, за счет которого они оба существуют». То есть, сейчас происходит только перевод некоторых лишних из «вершины» в «середины» или в число «подмятых».
С чем же тогда борется Анкваб? С ветряными мельницами! Как же бороться с коррупцией, если получить российский транш можно лишь при условии «отката»? Не согласишься - останешься вообще без денег. Согласишься - пойдут коррупционные сделки. Короче говоря, бороться с коррупцией в Абхазии означает пилить сук, на котором сидишь. Исходя из личных качеств Александра Анкваба маловероятно, что он будет участвовать в коррупционных сделках. Но ему все равно придется закрывать на них глаза - что уже является преступлением. И обманом тех, кому он обещал бескомпромиссную борьбу с коррупцией - отлично при этом понимая, что ничего не получится. Если не понимал - еще хуже…
Что касается призыва раздать «удочки» абхазам, потерявшим российскую «рыбу», то это - нереальная затея в существующих условиях. Уже несколько поколений абхазов в массе своей получали «рыбу» по «блату», не пользуясь никакими «удочками» - поэтому у них нет даже желания научиться «рыбной ловле». Хашиг и сам отмечает, что «махать киркой и лопатой... вряд ли согласятся». Для этого нужна смена поколений - и не одна - в условиях здорового развития. Что в принципе невозможно - развиваясь с ориентацией на Россию и, тем более, под Россией. Так что абхазам предстоит лишь оправдать цитату о неизбежной гибели паразитического общества. Так происходит везде - не избежать этого и такому осколку диктатуры пролетариата, как нынешняя Абхазия.
Комментарии
Туризм после советского союза развивается плохо - народ привык не напрягаться, но при этом получать деньги. Особенно это касается южных жителей, которые за купальный сезон снимали бешенные деньги (в Геленджике литр домашнего вина в 89 году стоил 3 рубля). Я помню шашлычников - гордые кавказские парни, кум королю, это не они продавали, это у них покупали, точнее раскупали всё.
А сейчас надо напрягаться, прогибаться под туриста, служить ему, организовывать комфорт.
В любом случае, до турции с египтом им не дотянуться.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
вооот суть всего написанного.Добавлю,что не только абхазы,но и все другие прочие нац.мены хотят жить на халяву,за счет России