Сталину. Благодарность
«Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой»…
(Песня из кинофильма «Веселые ребята»
Слова В.Лебедева-Кумача. Музыка И.Дунаевского)

БЛАГОДАРНОСТЬ
з/к П.И. Набокова,
лагерный №АК-127
Благодарю, что из предубежденья
долбили Вы: «Доверив, проверяй!»,
что – в пику Вам, в шестом году рожденья,
я искренне в земной поверил рай.
Под лозунгом, но лозунгов помимо,
душа рвалась – на самый светлый путь,
и – разрывалась… Но – неутомимо
за горизонт хотел я заглянуть…
С горы скользнуть – меж створками стальными!
И – проскользнул… В бордовую зарю.
за все общения стихов с глухонемыми,
за все театры вас благодарю:
где подлый обвинял невиноватых;
где женщин под винтовками вели;
где ржали представители усатых
над теми, кто еще не расцвели;
где, ради Вас, святое шло в растрату;
где били в пах, а схватывало дых;
где самый черный день провозглашен был датой
наисветлейшей в обществе слепых…
Благодарю, что далей вняв пунцовость,
не зазвенел в пристяжке бубенцом,
и что лишенный Вашего «отцовства»,
пошел по снегу следом за отцом…
Благодарю, что Север стал мне ближе,
что полюс вечности уже не за горой,
что с каждым днем я становлюсь все ниже
и каждый день здороваюсь с зарей…
Благодарю, что в мареве мороза
я загораю, втиснутый в вагон,
что в ледяном огне туберкулеза
не выгорает внутренний огонь…
Благодарю, что стать у ямы тошно
и что постигнув идольный Восток,
я Вас постиг… Благодарю за то, что
я окажусь в земле не одинок…
Благодарю, что сжив меня со света,
Вы помогли отхаркнуть этот стих,
и я его от нашего совета
успел Вам в благодарность принести…
Прости, строка!.. Молить я буду Бога,
чтоб Вы в аду рассказывали всем
как в рай ушел проверенный Набоков,
он – не мишень – АК-127.
Платон Иосифович Набоков родился в 1922 г. Журналист, драматург, сценарист, поэт. Участник Великой Отечественной войны. В 1951 г. арестован и осужден. Срок отбывал в Озерлаге.

КАЖДОМУ — СВОЁ
(отрывок из книги)
До подъезда № 2 центральной Лубянки я ехал в комфортабельном ЗИСе...
Открылась тяжелая дверь. За ней — «человек с ружьем» и саркастической улыбкой. На трехгранный штык его винтовки наколоты десятки пропусков, «мой» — пошел тоже на острие. Подполковник передает меня дежурному вертухаю, тот командует: «Руки за спину. По-о-шел... вверх!»
Пытаюсь идти по широкой мраморной лестнице, а ноги соскальзывают вниз, ступеньки давным-давно источены подошвами миллионов. Ну и... последовали все процедуры позорного «приема».
На вторую ночь состоялись «смотрины». Молодые, вертлявые, лощеные негодяи родственно окружали щуплого полковника с цветной фамилией Серый. Даже седина его скорее напоминала застиранное белье, и сам он — зараженного гельминтами тощего волка. Он истерически орал: «Я лично расстрелял твоего отца! И тебя шлепнем, если ты...»
Поначалу мне шили шпионаж. Забавно было. Следователь седьмого отдела контрразведки МГБ лейтенант Чурлин спрашивает: «Вы когда писали письмо в Австралию? Расскажите подробно».
«Во время учебы в Литинституте его руководство вручило мне письмо с переводом от австралийской писательницы, фамилии ее не помню Она спрашивала, не родственник ли я писателя Владимира Набокова, где я родился, крестился и т. д. Просила меня стихи прислать. Но директор Федосеев предупредил, чтобы ответ был предельно кратким. Я так и сделал и письмо отдал ему. И вы за это меня...»
Крутили-вертели, чтобы подцепить меня на 6-й пункт 58-й статьи. Не получилось. И решили, а может, так было и задумано, — на основе следственных показаний студентов литинститута из «группы Аркадия Белинкова», арестованных еще в 1944-м, на материалах доносов штатных стукачей и внештатных «патриотов», на основании и моих потаенных стихов и дневниковых записей, которые я вовремя не уничтожил, — инспирировать громкий политический процесс — раскрытие глубокозаконспирированной (не это ли — самое длинное слово?) антисоветской организации в Литературном институте имени Горького, созданной под идейным руководством Асеева и Сельвинского.
Но вот как раз эти измышления следствия я и не подписывал. И пустили меня под бесконечное колесо ночных допросов до головокружения, до галлюцинаций...
Лубянка, Бутырка, Лефортовка... Со всеми своими подземными и надземными режимами, ярким, негасимым ночью светом, железным лязгом, топотом, и — вдруг провальная, каменная тишина с заглушаемым криком подследственных. А под тобой — окровавленный тюфяк твоего предшественника по камере, а на тебе — тюремное белье с черными печатями и аккуратно заштопанными круглыми дырочками. И ведь ко всему тут человек должен относиться безропотно. Даже к требованию вертухая наклониться и раздвинуть ягодицы—а не запрятано ли там нечто, угрожающее идейной чистоте державы?..
Конечно, и с моей стороны случались проколы—проявления слабости, надежд, заблуждений и даже благоглупости. Но я никого за собой не потянул. А что это значит — знает лишь побывавший там.
Но не обходилось и без юмора. И не всегда следователь обращался на «вы», словно бы я был Чурлину добрым знакомым:
«А что это за кукольный театр ты устроил в лагере?»
«В каком лагере?»
«Как?! — Он настораживается. — В пионерском, где ты подвизался кружок авиамоделизма вести и фотографировать все. Забыл?..»
На какое-то мгновение я улыбаюсь, вспоминаю, как в конце августа 39-го захотел всех удивить на карнавале, закрывающем лагерный отдых. Тайно от всех состроил почти трехметровую куклу смерти с безносым черепом из папье-маше и загорающимися глазницами. Поверх скрещенных на груди «косточек» повесил табличку «Тень фашизма!». И даже старшему пионервожатому Сашке Дику не показал. А к вечеру надел на себя страшную куклу, включил изнутри батарейку — на глазницы, да неожиданно и вклинился в развеселый «маскарад» насупротив модных уже тогда «крестоносцев». Нет, за эту затею предсказания близкого будущего и портрет «наци» премии мне не дали. Шишки получил. Это было мое последнее рукотворство с куклами. Как знать?
«А разве тогда, гражданин следователь, кукла та могла что-либо изменить? И, наконец, разве я не оказался прав? На будущее...»
«Ты?! Ты, бля, фактически выступил против политики партии и правительства в период заключения мирного договора с Германией. Тебя еще тогда надо было убрать... на будущее! Правдоискатель!»
«Гражданин следователь, а вы свою новенькую медаль «За победу над Германией» за... здесь получили?»
«Что?! Ах ты, наглец!.. — И лощеный выученик КГБ и МГУ. там он вроде доучивается, хватается за деревянную ручку спецпредмета следствия—металлическую никелированную дубинку. — Да понимаешь ли ты, что мы тебя расстреляем?! К твоему двадцатидевятилетию!»
«Ладно. Что я могу тут... Но вот у вас, гражданин следователь, вся ваша долгая жизнь пройдет ведь за этими решетками...»
Он вскидывает свою сверкающую палочку. Но — нет, не били. И на том — спасибочки. Правда, определили на месяц в сумасшечку — на первом этаже Бутюра. Это — чтобы одумался и дошел «до ручки», с помощью которой должен был, по их предположению, поставить наконец чистосердечную подпись... против себя.
Вам интересно, кого я там встретил и как там «лечили»?.. Упомяну двоих из тех несчастных, пропущенных «до того» через допросы с пристрастием. Королев назвался югославским летчиком. Говорил он с акцентом. Помню, показывая на бедре свежие пулевые ранения, он логично повествовал нам — как их получил. Но вдруг отключился, вспрыгнул на подоконник, приник к решетке, завыл, заорал в козырек замутненного окна на весь тюремный двор: «Да здравствует товарищ Тито! Мы не сталинской закалки!..»
Ворвались «медики», дали ему под дых, спеленали в смирительной рубашке, через нее вогнали шприц; он и вовсе отключился.
Второй — небезызвестный ленинградец, один из руководителей обороны города, первый обкома и горкома — Петр Сергеевич Попков. Он сказал, что его «ужасно пытали», что он уже приговорен к расстрелу, просил всем-всем сообщить это. Выслушав меня, он настоятельно советовал подписывать протоколы по 10-му пункту, иначе «...иначе они вас тут замучают окончательно». Но вскоре состоялась медкомиссия. Два белоснежных халата, под одним топорщились погоны, признали: "Здоров, за исключением постконтузионного синдрома. Психика в норме".
© Набоков П. И. «Каждому - своё // Озерлаг: как это было».
Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992
Комментарии
То что вы связи не видите, не является оправданием использования слов словоблудие и демагогия. С таким же успехом и я мог бы их использовать!!! Я не сидел, но с недавнего времени несколько человек сидят, и к тому же были приняты недавно комплекс законов, за которые можно загреметь в тюрьму, правда не на десять лет, как при Сталине, и не загреметь в психушку, как при Брежневе.
Как мило...
Если сможете понять украинский язык. Там объяснена вся подоплека этой адской машины НКВД. На русский язык эту книгу в обозримом будущем никто переводить не будет. Страшная она для нынешних российских правителей.
По ТВ.передачу о пропаже детей.случаем,не видели?
Можно говорить много...Ну и что.....
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
людей. Не верили в сталинские преступления.
"Его, родимого, обманывали, - говорили, - он
мог бы вызвать к себе, поговорить, и всё
разъяснилось бы, а тех, кто обманул, нака-
зал бы". Я убедился, что так рассуждают те,
кто родился в 60-70 годы, т.е. их "знания"
от тех, кто и сам "не знал". Нередко попытки
что-либо разъяснить наталкивались на полное
неприятие и даже на оскорбления.
Об этом Набокове не знал. Спасибо за
информацию. Постараюсь прочесть.
Вот, только, не возможно найти такого, который попав во власть, не использовал бы её в собственных интересах. Вот в чём беда!!! Воздух там отравленный, что-ли?)
И дружно валите ВСЁ на т. СТАЛИНА.....
Вам за комет +++++.
Я думаю, что она не безвыходная, а безумно тяжёлая и потребуется очень длинный и тяжёлый путь к нормальной жизни. Но начинать когда-то надо.
и слышат....
И откуда к нам, "нищим духом" залетела сия синяя птица? Из "Back in the ГУЛАГ"? Вот туда её...
Теперь уж не придётся!((()))))))))))
очень плохой был человек. Какого хрена,вы предлогаете бросать людей в топку.? Тогда чем, ваши призывы,, отличаетесь от"чисток"вашего врага? Только опять не надо ля.ля про Нюренберг.
И чего не живвётся в Израиле? Что ,вам там плохо,
что там т. Сталину памятник поставили..!?.
Где мне жить и с кем я без сопливых разберусь .я не для того СССР более 20 лет защищал ,чтоб разное ЧМО здесь голову поднимало, А памятники Сталину стоят в кибуцах,в знак того ,что люди не забыли-помощь СССР(возглавляемую тогда Сталиным).
Против т.СТАЛИНА.и его методов....Тогда ,почему ,вы
ему подобляетесь? Про Нюрнберг у вас, тоже что то не стыковка,Обьсните ка мне ,ЧМО,по вашему,
Чой то там, многих перевешали, и назначили большие сроки...? Памятники ставят т Сталину---ну
просто хорший .....По их мнению..
Комментарий удален модератором
Точнее - всех талантливых, кто хоть чуть над толпой показывался...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А у власти сейчас - кто? Те же чекисты.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"Меня давили танками в Кенгире,
На Руднике вбивали в аммонал,
Статьи и сроки, тяжкие как гири,
Мне вешали ОСО и трибунал.
И вот теперь с начальственной одышкой
Мне говорят ненужные слова:
Скажи спасибо, что не дали «вышку»,
Что целы руки, ноги, голова.
Спасибо всем, великим сим и малым,
Стоявшим у стола и у ствола,
За белые лубянские подвалы,
Отмытые от крови добела.
Спасибо всем и буйным и смиренным,
Крутившим нас в лубянском колесе,
И пусть они до пятого колена
Подохнут на запретной полосе"
Позвольте не согласиться. Это народ творил сам с собой. Причем с большим удовольствием. Может, конечно, не весь народ, как один, но значительная его часть.
Я не хочу сказать, что это только российский (советский) народ такой.По большому счету в любой стране развязать массовую истерию и шпиономанию, натравить одну часть народа на другую, как два пальца об асфальт. Основная задача властей в любом государстве - не дать "зверю" вырваться наружу. А вот как раз в сталинский период натравливание по классовому признаку поощрялось. И когда представителей "эксплуататорских" классов уже не осталось, родилась гениальная теория гения всех времен и народов о том, что по-мере строительства социализма, классовая борьба будет усиливаться. К радости народа. Который начал выискивать "врагов народа", которым можно перегрызть глотку. Ведь раз выпустив зверя из человека, загнать его обратно очень трудно. До сих пор не загнали. Примеры даже здесь. Этот зверь научился "стучать по клаве" и выискивает здесь своих жертв.
известных процессов шли демонстрации под
лозунгами "Расстрелять их, как бешеных
собак!" Это что, запланированные действа, или
стихийные выпады? Если первое, тогда всё
логично. А если второе? Что, люди настолько
жестоки и кровожадны?
Приведу уж заодно цитату М.Горького:
"Наиважнейшею приметою удачи русского
народа есть его садистская жестокость".
напомнить...
Почему-то даже коров и овец лучших выбирают для размножения, т.е. генофонд! Человек тоже животное. Так властям, естественно, легче работать с "быдлом", т.е. крупным рогатым скотом, гонимым на убой.
Вот только что-то не вяжется в воспоминаниях арестованного в 1951 году Набокова о Попкове, расстрелянным в 1950-м.
Стоит только начат, а дальше уже остановится не сможете
У меня тоже большие неприятности были, но выкладывать неувязки, чтобы как-то и чем-то оправдать этот отвратительный строй не было.
А не стыкуется в воспоминаниях Набокова его встреча в тюремном изоляторе с Петром Попковым, расстрелянным 1 октября 1950 года, тогда как сам Платон Набоков был арестован и попал в тюрьму через год - в 1951 году.
Могло ли такое быть - встречаться с расстрелянным год назад?
Даже не "представляю", что вы ответите...