Славой Жижек ответил на вопросы петербуржцев о России и мире

Славой Жижек ответил на вопросы петербуржцев о России и мире.

– Вы разочаровались в движении Occupy Wall Street? Какие последствия оно может иметь?

– Я ничего не ожидал от движения. С самого начала его смысл сводился к выражению недовольства системой без четких последствий. У Occupy Wall Street не было позитивной программы, а если и была, то сводилась к моралистическим глупостям в духе: «Ууу, в банках сидят спекулянты, мы должны контролировать банки». Я спрашиваю: «Вы хотите национализировать банки?» Напрочь отсутствует позитивная идея. Люди не готовы пойти дальше обличений.

– Как вы считаете, протестное движение в России добьется успеха в обозримой перспективе?

– Однажды у Маргарет Тэтчер спросили, каково ее главное достижение. Она ответила: «Тони Блэр и новые лейбористы». Пусть партия Тэтчер проиграла лейбористам на выборах, за время правления Тэтчер оппоненты изменились настолько, что она посчитала это успехом.

Когда националисты во Франции набирают небольшие проценты, они заявляют: «Ура, мы победили». Потому что им удается серьезно изменить общественное мнение. Победу исламистов на выборах в Египте считают поражением революции. Ничего подобного! Пройдитесь по улицам Египта. Посмотрите, как преобразились люди, как расцвели профсоюзы и гражданское общество. Давайте говорить точно, что вы понимаете под успехом? Pussy Riot в качестве коллективного премьер-министра?

– Тогда с чем мы должны бороться?

– Даже в самые авторитарные времена в Югославии большинство людей не верили системе. При этом большинство не ходило на демонстрации, находя отговорки в духе: «Политика – это не для нас», «Мы хотим быть счастливы в уединенном мире»… Это настоящий враг! Не Путин и Медведев враги демократии в России, а именно такое отношение.