
Первая мировая война. Возможно, одна из самых противоречивых и неоднозначных страниц российской истории. Герои ее переоценивались согласно духу времени, равно как и менялись оценки военного потенциала страны к моменту ее начала и итоги войны в целом.
Одни историки утверждали, что экономика России в начале двадцатого века переживала невероятный подъем, а армия создавалась с теоретическим расчетом на возможность ведения боевых действий одновременно со всеми армиями лидирующих европейских держав. Другие безапелляционно заявляли о полной неспособности российской военной машины противостоять немецкому кайзеру и его союзникам. Как бы то ни было, истину следует искать где-то между "черным" и "белым".
Написано немало книг и мемуаров о той "Великой войне" (как ее называли современники), однако некоторые ее частности по сей день остаются откровением для многих.
В конце 1914 года невероятные слухи расходятся по всей Австро-Венгрии. Россия ведет из глубин Азии орду беспощадных диких всадников. Один их вид наводит ужас на австрийцев. Конные лавины горцев в невиданных головных уборах с клинками наголо несутся на окопы.
Так вступило в Первую мировую одно из соединений Русской Императорской армии - Кавказская туземная конная дивизия или, как ее еще называли, – "Дикая дивизия". В слове "туземная" нет ни толики иронии. Туземцами тогда называли местных жителей. А поскольку дивизия состояла из выходцев с Северного Кавказа и Закавказья, которые не подлежали обязательному призыву на военную службу, а могли встать под ружье только на добровольных началах, то и название она получила соответствующее.
Командовал сводной дивизией, в составе которой были русские, чеченцы, ингуши, дагестанцы, кабардинцы, грузины, армяне, абхазы и осетины, младший брат Императора Николая II – Великий князь Михаил Александрович, что говорит о ее особом статусе. Служить в этой особой дивизии для русского офицера было более чем почетно, в ее рядах находились многие представители русского дворянства, графы, князья и принцы (принц Наполеон Мюрат и персидский принц Фейзулла Мирза Каджар). Среди коренного населения Кавказа было не меньшим почетом воевать под руководством Великого князя, а увольнение считалось позором.
Горцы любили и уважали своего командира. Князь Михаил Александрович, великолепный наездник, всегда был в самой гуще боя, и полки охотно шли за ним. Тем не менее, любой воин мог обратиться к нему или другому офицеру на "ты". Обращения "Вы" они попросту не знали, и это не считалось для Кавказа проявлением неуважения.
"Отношения между офицерами и всадниками сильно отличались от таковых в регулярных частях, - вспоминал в своих мемуарах ротмистр ингушского полка Анатолий Марков. - В горцах не было никакого раболепства перед офицерами, они всегда сохраняли собственное достоинство и отнюдь не считали своих офицеров за господ - тем более за высшую расу".
Отличительной чертой внутренней жизни Кавказской туземной конной дивизии была особая морально-психологическая атмосфера, сложившаяся в ней и во многом определявшая отношения между офицерами и простыми всадниками. "Уклад был патриархально-семейный, основанный на взаимном уважении, что отнюдь не мешало дисциплине; брани - вообще не было места. Офицер, не относящийся с уважением к обычаям и религиозным верованиям всадников, терял в их глазах всякий авторитет. Таковых, впрочем, в дивизии не было", - пишет офицер кабардинского конного полка Алексей Арсеньев.
На смотре дивизии Верховный Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи Великий князь Николай Николаевич, глядя на горцев с ружьями, притороченными к седлу, в их папахах и черкесках, иронично подшучивал над своим племянником: "Дивизия у тебя пока еще дикая, но с немцем, я думаю, управится". Предположительно с этого момента за ней и закрепилось имя "Дикой".
Дивизия состояла из шести полков шестисотенного состава каждый: Дагестанский, Ингушский, Кабардинский, Татарский, Черкесский и Чеченский – хотя эти названия носили сугубо символический характер (так например, Ингушским полком командовал осетин).
Полки делились на сотни, по примеру казачьих, но офицерские чины обозначались, как в регулярной кавалерии: корнеты, штаб-ротмистры, ротмистры. Унтер-офицеры именовались урядниками, младший чин обозначался "всадником".
Состав полков был многонациональным, а следовательно - разноязычным. Такого рода пестрота в дивизии была явлением неизбежным. Например, в Дагестанском полку общение осуществлялось на двадцати разных наречиях, в Ингушском полку, помимо ингушского, - на русском, осетинском, армянском и грузинском, в Кабардинском, помимо кабардинского, - на татарском, балкарском, осетинском, грузинском и других. Доходило до того, что из-за незнания языка боевые команды на русском языке горцам приходилось просто заучивать.
В первый же год войны российское военное руководство по-достоинству оценило действия Дикой дивизии на Юго-Западном (австрийском) фронте, а некоторые ее полки (ингушский конный и кабардинский конный) были удостоены высочайшей награды - Георгиевских штандартов. Наличие таких почетных знамен в полках Дикой Дивизии приравнивало их к славным старейшим элитным полкам Императорской Конницы.
С XIX века в российской армии было установлено выдавать награды мусульманам не с изображениями православных святых, а с государственным гербом – двуглавым орлом. Однако горцы, высоко ценившие государственные награды, настойчиво требовали крест со Святым Георгием, и правительство пошло им навстречу.
В июле-августе и осенью 1915 года дивизия участвовала в ряде боёв у Шупарки, Новосёлка-Костюкова, в районе Доброполе и Гайворона, которые, по свидетельству её командира великого князя Михаила Александровича, были увенчаны "блестящими конными делами, каковые составляют одну из лучших страниц истории нашей конницы".
Кавказская туземная конная дивизия также принимала участие в Брусиловском прорыве (в дореволюционном варианте – "Луцкий прорыв"), временно находясь при 33-м армейском корпусе 9-й армии Юго-Западного фронта, где также показала себя с лучшей стороны, обеспечив захват участка плацдарма для основных сил на противоположном берегу Днестра.
Известие о февральской революции 1917 года застало фронтовиков Дикой дивизии врасплох. Временное правительство воспринималось большей частью горцев как нечто абстрактное. Но если царь сам отказался от престола, то так тому и быть, думали они.
Кавказская туземная конная дивизия осталась одной из немногих фронтовых частей, где сохранилась дисциплина и не было революционного брожения. Именно на ее помощь и помощь казаков рассчитывал генерал Корнилов в надежде свергнуть временное правительство. Однако история пошла другим путем.
Владикавказская газета "Терский вестник" 26 сентября 1917 года опубликовала сообщение: "Военный министр приказал сообщить: Туземный корпус возвращается на Кавказ" (прим. – дивизия была переименована в корпус в конце 1917 года после придания ей одного Дагестанского и двух Осетинских конных полков). К октябрю 1917 года полки вернулись на пункты сбора.
С началом Гражданской войны часть личного состава дивизии во время общего распада армии покинула дивизию, в то время как другая часть перешла на службу в армию белогвардейского генерала Деникина.
Так закончилась славная история поистине уникального соединения - Дикой дивизии, соединения не имевшего аналогов в Русской Императорской армии. Ее воинов, вне зависимости от вероисповедания и национальности, сплачивали верность Отечеству, взаимная выручка и уважение. Чеченцы и другие северокавказцы гордятся разными военными эпизодами прошлого, и это не только многолетняя война против Российской империи во время покорения Кавказа, но и участие в войнах, которые вела Россия. Едва ли не главный эпизод - это подвиги Дикой дивизии в Первую мировую войну.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вот только этот "геном" настолько перборщил, что они , желая воевать, не поняли, что под крылом России им никто не будет унижать. Так за какие идеи они положили множество своих и русских жизней ?
А какие такие репрессии против чеченцев ныне есть ? Никаких, кроме как " Аллах дает деньги " из кармана роосиян .
p.s. Совершенно не в курсе какое количество чеченцев за отделение от России -разбитая в кровь сопатка не позволяет им публично распространятся по этому поводу.
У Антона Ивановича Деникина — одного из главных руководителей Белого движения — была под командованием так называемая Дикая дивизия, сформированная из чеченцев и ингушей. «Дикари» пошли воевать к нему, думая, что таким образом они противостоят Российской Империи. В мемуарах некоего человека с многозначительной фамилией Брешко-Брешковский упоминалось о доблести и непобедимости этой дивизии. Мол, они все показали себя просто Джонами Рембо в годы Первой мировой. Сведений о личности этого Брешко-Брешковского в истории не сохранилось, зато его миф о Дикой дивизии остался.
А в первом же настоящем бою чечено-ингушское «войско» было практически уничтожено. В том бою противники неоднократно сходились в рукопашную, а под занавес боя махновцы расстреляли несколько туземных эскадронов из тачаночных пулеметов. «Дикая дивизия» потеряла более тысячи солдат, а махновцы-повстанцы — около сорока.
«Великолепные грабители в тылу, эти горцы налёт красных в начале февраля на Тюп-Джанкой великолепно проспали, а потом столь же великолепно разбежались, бросив все шесть орудий. Красных было так мало, что двинутая мною контратака их даже не застала, а нашла только провалившиеся во льду орудия. Мне особенно было жалко двух лёгких: замки и панорамы были унесены красными и остались трупы орудий».
«Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Упорного и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике Прослужив около года среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами».
p.s. У человека есть две противоположные реакции на стрессовую ситуацию - одних она мобилизует, других - она подавляет. Вопрос - чем это обусловлено и в каких природных ситуациях требовались подобные реакции? Ответ - на равнине надо делать ноги, а в горах... затаиться
Комментарий удален модератором
"Славная страница русско-советской войны: казачий рейд генерала Мамантова." http://gidepark.ru/user/4294968565/content/1364398
"Славная страница русско-советской войны: разгром "красного" Чапаева." http://gidepark.ru/user/4294968565/content/1355330
"Выдержки из воспоминаний белогвардейского генерала А. Г. Шкуро." http://gidepark.ru/user/4294968565/content/1420916
"Особенно озверели казаки, когда им пришлось столкнуться с батальонами еврейских коммунистов, шедших в бой с голубым национальным знаменем. Дрались эти батальоны очень плохо и трусливо, пытались сдаваться при первом же хорошем натиске. Казаки рубили их беспощадно. Однако под Екатеринославом каким-то чудом батальон мобилизованных евреев был взят в плен живьем. Я отослал их в тыл в сопровождении собственного своего конвоя."
Атаковав аул Муртазово, я взял его после чрезвычайно упорного и кровопролитного боя. Один ингуш-пулеметчик стрелял до последнего момента и был изрублен казаками лишь после того, как выпустил последний патрон.
Едучи верхом, я видел, как два казака вели пленного старика-ингуша. Выхватив внезапно шашку у одного из конвойных и полоснув ею его по голове, старик бросился в кусты. Его настигли и хотели изрубить. Однако я не позволил убивать и объяснил казакам, что патриотическое и геройское, с его точки зрения, поведение старого ингуша должно служить примером для казаков. Спасенный мною ингуш проникся ко мне бесконечной благодарностью; воспользовавшись этим его настроением, я послал его в Назрань, чтобы он предложил своим единоплеменникам прекратить напрасное кровопролитие и войти со мной в переговоры. Миссия старика увенчалась успехом. Назрань сдался Гейману без боя..."
p.s. Как и горцев кстати.
p.s. В революцию 17 -года.
- Возможно, некто пошутил, сбрехал, вот и остался под ником "Брешковский"
Вот еще... подробнее... http://nfor.org/stati/znanija/razgrom-dikoi-divizi-nemnogo-o-armi-nestora-mahno.html
У меня есть, к примеру, ссылки на "подвиги" гордых горцев в ВОВ...
http://orkoff.livejournal.com/9027.html
http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm!id%3D10318088@fsbPublication.html
потом подарили кинжал, ружьё и гордого скакуна,то неудивительно, что
такой человек когда-нибудь повиснет на вилах, в этой далекой и неведомой
стране варваров!..»
Взято отсюда http://forum.dpni.org/showthread.php?t=16582 (текст привожу полностью) Кому интересно, можно и камменты почитать.
Это сейчас ряженным только и остается, что вспоминать, как в пословице: "вспомнила бабка, когда девкой была.
Прочтите "Красные маршалы" корниловского офицера Романа Гуля, может прояснится
Комментарий удален модератором
А.И.Деникин "Путь русского офицера", стр. 273
Комментарий удален модератором
http://www.youtube.com/watch?v=vPh4ZiJA2CA