«Это мы стоим за единство России» — что писал красный командир белому генералу в 1922 году?

На модерации Отложенный

Гражданская война на Дальнем Востоке затянулась аж до 1922 года, причем бои там шли достаточно масштабные. В Волочаевской операции, например, с обеих сторон дрались около 25 тысяч человек.

Войсками белого Приамурского Временного правительства руководил Викторин Михайлович Молчанов, бывалый генерал, кадровый офицер, участник Первой мировой войны.

 
 
Викторин Михайлович Молчанов (1886 — 1975).
 
Викторин Михайлович Молчанов (1886 — 1975).

Гражданскую начал в качестве лидера крестьянского повстанческого отряда, позднее руководил знаменитыми ижевско-воткинскими частями (из восставших ранее рабочих).

Противостоял В. М. Молчанову Василий Константинович Блюхер, который тогда был военным министром Дальневосточной республики и Главкомом Народно-революционной армии упомянутой республики.

Начальником штаба у В. К. Блюхера был бывший колчаковец, офицер Пётр Анисимович Луцков.

 
 
Василий Константинович Блюхер (1890 — 1938).
 
Василий Константинович Блюхер (1890 — 1938).

В начале 1922 года В. К. Блюхер и П. А. Луцков, хорошо зная В. М. Молчанова по предыдущим боям (а Луцков тогда вообще с ним был на одной стороне, до 1921 года), попытались уговорить белогвардейца прекратить сопротивление.

Послали к нему несколько писем, в которых анализировали предыдущие события, делая вывод: белое движение «сломалось окончательно», никаких перспектив у В. М. Молчанова, при всем у нему уважении, нет.

А уважение было: Блюхер прямо предлагал Молчанову место в своем штабе, заявляя, что никому не позволит генерала тронуть пальцем. Бывший белый офицер Луцков — живое подтверждение.

 
 
Пётр Анисимович Луцков (1889 — ?).
 
Пётр Анисимович Луцков (1889 — ?).

Характерно, что Блюхер прямо говорил о том, что именно большевики сумели сохранить большую часть территорий России, тогда как белые попали в зависимость от иностранных интервентов. Храбрый Молчанов защищает интересы японцев и группы российских торговцев.

«Спросите всех бывших колчаковцев-офицеров, которые бьются против Вас в наших рядах. За что они бьются? Я не думаю, чтобы за большевиков и комиссаров. Они бьются за то, против чего идете Вы — за Великую Свободную от иностранного хищничества Родину...» (с) В. К. Блюхер, 9 февраля 1922 года. / А. Г. Ефимов. Ижевцы и Воткинцы. Борьба с большевиками 1918-1920.

Блюхер указывал на провалы и конечный разгром А. В. Колчака, А. И. Деникина, П. Н. Врангеля и так далее. В своих письмах красный командир про большевиков говорил не так много, больше упоминая русский народ и новое будущее.

 
 
Бронепоезд НРА ДВР (Народно-революционная армия Дальневосточной республики), 1920 — 1922 гг.
 
Бронепоезд НРА ДВР (Народно-революционная армия Дальневосточной республики), 1920 — 1922 гг.

Надо сказать, что в Сибири и на Дальнем Востоке многие бывшие белые действительно потом оказались в Красной Армии. Судьба колчаковца П. А. Луцкова в этом плане показательна: в его обращении к «последнему белому генералу» В. М. Молчанову видно разочарование в антибольшевистской борьбе.

«Выговорите о национализме, а защищает Родину от интервентов Народно-Революционная Армия, а Вы — интересы японцев и каких-то купцов, которые оптом и в розницу распродают достояние России...» (с) П. А. Луцков, февраль 1922 года.

Блюхер полагал, что русский народ не принял белых, но последние могут проявить себя в «мирном строительстве». Упоминал о том, что к пленным белогвардейцам он относится хорошо. А продолжение войны, «возрождение России из Владивостока» — это абсурд.

 
 
Бойцы одной из частей Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) у танков «Рено» FT, 1920 год.
 
Бойцы одной из частей Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) у танков «Рено» FT, 1920 год.

Интересно, что советский деятель ссылался и на выводы эмигранта Н. В. Устрялова, тоже бывшего колчаковца. Последний писал о том, что теперь, после разгрома крупных белых армий, единственным выходом для России являются большевики.

«Кто до сих пор делал истинно-национальное русское дело, хотя и имел интернациональные задачи?

Советская власть и только она одна. И эта русская власть, доказавшая всю жизненность своей организации, уже скоро будет признана всеми остальными державами Европы, ведущими с ней переговоры...» (с) В. К. Блюхер, 9 февраля 1922 года.

 
 
Командный состав Ижевско-Воткинской бригады во главе с генералом Молчановым (в центре), начало 1920-х гг.
 
Командный состав Ижевско-Воткинской бригады во главе с генералом Молчановым (в центре), начало 1920-х гг.

В этом отношении Блюхер уж точно оказался прав: Советскую Россию-СССР вскоре признали практически все. Тогда как белые режимы официально не признал фактически никто.

Тем не менее, генерал В. М. Молчанов на эти письма не ответил. Гражданская война на Дальнем Востоке продолжалась до конца 1922 года (причем у белых ещё раз успела поменяться власть, Приамурский земский край монархиста М. К. Дитерихса).

Но у белых тогда действительно не было шансов, даже японцы в итоге от них открестились.

 
 
В. М. Молчанов и В. К. Блюхер.
 
В. М. Молчанов и В. К. Блюхер.

Генерал В. М. Молчанов жил в США, автор воспоминаний, дожил до семидесятых годов. Красный командир В. К. Блюхер стал одним из первых советских Маршалов. Но в 1938 году был репрессирован, были также расстреляны его брат и обе жены. Бывший белогвардеец на советской службе П. А. Луцков — персональный пенсионер, дальнейшая судьба неизвестна (после 1925 года).

Разрозненные белые отряды продолжали сопротивление и после 1922 года, например, довольно известная история с генералом А. Н. Пепеляевым (который в итоге добровольно сдался красным командирам в плен в 1923 году).