А Д И О Т И З М

На модерации Отложенный

 

                       А Д И О Т И З М

Прошло не так уж много времени с той поры, как развалился, вернее, рухнул Союз нерушимый. Выдвигалось и выдвигается множество версий по поводу произошедшего. Тут тебе и происки коварного ЦРУ, и заговор мировой закулисы, падение цены на нефть, жидомасоны обязательно (куда ж без них?), пьяный Ельцин, продавшийся Горбачев и пр.

Но лукавые аналитики, ностальгирующие по канувшей в прошлое стране, не вычленяют главное из набора полипричинности. А без этого трудно понять, почему уникальная советская цивилизация исчезла в одночасье? На слове уникальная настаиваю, поскольку именно эта цивилизация явила миру невиданный эксперимент по изменению врожденной программы поведения человека. А социально-экономический контент тоже до её появления аналогов практически не имел.

Называя вещи своими именами, что-то экспериментаторам всё же удалось. Мы ведь до сих пор живём на обломках прошлого, так и не убрав их из своего сознания, быта, поведенческих привычек и манер власти. Но зато, с привитым к нам большевистским задором, уничтожили то, что можно было бы и оставить.

    Так почему же распалась советская империя? Какова она главная причина в исторической виньетке прочих? Ответ на этот вопрос я случайно нашёл в коротком стихотворении Булата Окуджавы. В нём поэт гениально замечает: оттого распадаются царства «…что люди царства своего не уважают больше».

   Ощущая звонкую перекличку времён, «грустное нестроение мыслей», по выражению Салтыкова Щедрина, ну ни как не покидает. Непутевая российская власть всё больше и больше покрывает страну тенью неуважения. Это, конечно, вызывает дурные предчувствия. И пусть неуважение власти пока ещё не дошло до критической точки, однако явная тенденция внушает обоснованную тревогу. Иллюстрации этого на каждом шагу. Но, пожалуй, наиболее яркая PussyRiot. Тут власть опять поскользнулась.

   Когда товарищ Сталин устроил в стране кровавую бойню своего народа, по крайней мере, было ясно – зачем весь этот вселенский ужас? Понятно, что в борьбе за власть милосердие, мораль, права человека для палача факультет ненужных вещей. А людишки всего лишь строительный материал.

Когда Советская власть расправлялась с Солженицыным, судила Синявского и Даниэля, отправляла в ссылку Андрея Дмитриевича Сахарова, тоже было понятно зачем. В стране Советов считалось, что идеология является бетоном для фундамента, на котором стоит советская власть. А «всякое ослабление идеологии социалистической, ведёт к усилению идеологии буржуазной» учил Владимир Ленин. Отсюда логически вытекали государственная пропаганда, жесточайшая цензура, всяческие совковые прибамбасы типа социалистических обязательств, политинформаций, вечерних институтов марксизма-ленинизма, железный занавес и пр.

Но зачем не очень умных, эпатажных девиц власть превратила в звёзд мировой величины и раскрученных медиа-персон, расколола общество, отвратила от православной церкви многих молодых людей – это вообще за пределами здравого смысла.

Позорное судилище над хулиганистыми девчонками было ну очень впечатляющим. Казалось – кто-то большой и важный постоянно диктовал судье и внимательно контролировал её поведение. Но, возможно, здесь разгулялась моя недисциплинированная фантазия. Однако же, будем справедливы: фантазию индуцирует российская обыкновенность, когда, по выражению одного журналиста, наш суд превратился в исполнителя поручений. Вспоминается анекдот:

Встречаются два приятеля.

Один другому говорит:

«Васька, пойдём выпьем»

«Не могу, домой спешу»

«Ну ты, Васька, и подкаблучник»

«Кто, я?- возмущается Василий,- Да ты знаешь кто в нашем доме хозяин?»

«И кто?»

«Я. Моё слово всегда последнее»

«Какое слово?»

«Слушаюсь».

Вообще-то клинический идиотизм на государственном уровне явление тоже в своём роде уникальное. Чёрт с ним, пусть власть не всегда знает как надо. В конце концов, методом проб можно выбраться на дорогу. Но серьёзную опасность для страны представляет та власть, которая как не надо не понимает.

   Есть у нас давняя забава: к разным этапам нашей неласковой истории прикреплять разного рода дефиниции: культ, волюнтаризм, застой, перестройка.

В сельской больнице, где я работал после окончания института, был колоритнейший мужичок конюх Филя. Его любимым словом было – адиотизм. Им он обозначал всё дурное, нелепое, не лезшее ни в какие ворота. Когда я думаю – а какое же определение присобачить к сегодняшнему времени, то вспоминаю Филю. Мне представляется – адиотизм наиболее точная дефиниция нашего исторического отрезка, где есть суверенная демократия и затянувшаяся, удивительно бездарная вертикаль власти.

Адиотизм очень соответствует текущему моменту, поскольку состоит из двух сокращенных слов – авторитаризм и идиотизм.

Только вот, как долго может существовать страна при таком впечатляющем миксте? Вопрос.