Семён Фарада...вспомним.

На модерации Отложенный

 https://youtu.be/MQUPxV4TV_4

Семен Фарада.

Семен Фарада
Семен Фарада

 
Полное имя: Семен Львович Фарада (Фердман)
Дата рождения: 31 декабря 1933 г.
Знак зодиака: Козерог
Возраст: 75 лет
Место рождения: с. Никольское, Московская область
Национальность: Еврейская
Дата смерти: 20 августа 2009 г.
Место смерти: Москва
Деятельность: Актер
Образование: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Семейное положение: Был женат
Супруг(а): Марина Полицеймако
Дети: Михаил Полицеймако

Семен Фарада — биография

Семена Фараду называли советским Чарли Чаплином. Два гениальных известных актера-комика в реальной жизни были замкнутыми. Но если Чаплин в итоге оказался сказочно богат, то Семен Фарада последние годы провел в бедности и забвении.

Семен Фарада шутил, что его день рождения празднует вся страна, ведь он появился на свет в подмосковном селе Никольское 31 декабря 1933 года. Неплохой подарочек для страны! Родился будущий комик в еврейской семье.

Семья Фердман переехала в Москву с Украины. Отец Лев Соломонович Фердман служил в Красной армии и работал наркомом, заведовал поставками дерева для армии. Семену было 15, когда отца обвинили в антипатриотизме и сослали в Ярославль, где тот вскоре и умер от язвы желудка. Семен и его младшая сестра Женя остались в Москве с матерью Идой Давыдовной Шуман, которая работала фармацевтом.

Семен Фарада в детские годы с сестрой и родителями
Семен Фарада в детские годы с сестрой и родителями

Семен Фарада в детские годы с сестрой и родителями
Учился Семен на отлично, посещал шахматную секцию, великолепно играл в футбол. Но главной его страстью был театральный кружок. Школу Фарада окончил с золотой медалью, хотел подавать документы в театральное училище. А куда же еще? Тут свое слово сказала мама. Она хотела, чтобы сын стал военным, как отец.

Семен ослушаться не посмел. Собрался поступать в Военную академию бронетанковых войск им. Сталина, однако не прошел по медицинским показаниям. Тогда он отнес документы в ближайшее учебное заведение - Бауманский институт. Но паренька с фамилией Фердман приемная комиссия не пропустила: якобы во вступительном сочинении он сделал 11 ошибок. Мать Фарады подала жалобу в Министерство образования. В итоге работу Семена пересмотрели, придраться ни к чему не смогли, и молодого человека зачислили. «Я обнаружил себя единственным поступившим евреем», - смеялся позже актер.

На фото Семен Фарада в молодости

На фото Семен Фарада в молодости
Учиться Семену было неинтересно, и отдушиной для него стал студенческий театр. Семен так увлекся, что завалил экзамены. Как результат - оказался в армии. Не самые хорошие обстоятельства, но в то же время оказалось: все к лучшему! Актера-самоучку с удовольствием приняли в театральную студию при Доме офицеров. Ему даже разрешили не брить голову под ноль, о чем в военной комендатуре выдали разрешение. «Когда на улице меня останавливал патруль и задавал вопросы по поводу моего внешнего вида, я с гордым видом протягивал официальную бумагу», - вспоминал Фарада.
После армии по настоянию матери Семен восстановился в Бауманке, где его больше знали как артиста художественной самодеятельности. На защите его диплома собралось много народу - все думали, будет концерт. Преподаватели предупредили выпускника: будешь кривляться - диплом не получишь. «Я вел себя спокойно, преподаватели были очень довольны, но в одном месте я не выдержал и пошутил, - рассказывал Семен годы спустя. - Зрителей попросили удалиться, поскольку началась та самая реакция, которой побаивались члены комиссии».
В течение семи лет Фарада работал инженером в Министерстве энергетики и электрификации СССР, параллельно играя в любительских постановках. Но если комические роли удавались молодому актеру на ура, то с серьезными текстами у Семена было плоховато. Так, однажды он должен был выступить перед студентами МГУ. Вышел на сцену с дрожащими коленками. «Раздался свист, и я начал, но рассказал не запланированный монолог, а несколько пошлых анекдотов из студенческой жизни...» - вспоминал Фарада.
В другой раз ему предстояло читать патриотические «Стихи о советском паспорте». Перед выходом на сцену приятель поспорил с Семеном на ящик спиртного, что над актером публика будет смеяться. Фарада старался сохранять серьезность, как мог, но на третьей строфе зал прыснул со смеха. Пришлось покупать другу выпивку.
Семен был прирожденным комиком и острословом, любое его появление на публике вызывало бурю эмоций. Но однажды все пошло не по плану. Во время его очередного выступления весь зал покатывался от смеха, и только одна женщина плакала навзрыд. Это была мама актера Ида Давыдовна, которая до последнего не хотела верить, что сын испортит свою судьбу лицедейством.

Актерская карьера, фильмы

Семен Фарада действительно вскоре распрощался с энергетикой и устроился в «Москонцерт», а затем в Московский театр драмы и комедии на Таганке к Юрию Любимову, где прослужил более 30 лет.

«Еврейский вопрос» долго преследовал Семена. В 1967 году он впервые сыграл в эпизоде, но мог остаться без гонорара. Директор фильма сказал, что не может выписать деньги на фамилию Фердман. И тогда Семен придумал себе псевдоним, принесший ему успех: Фарада. Правда, ударение предполагалось не на последний, а на второй слог, потому что это была рифма к слову «шарада». Но народ решил иначе... Со временем актер изменил фамилию и в паспорте.

В фильме "Тот самый Мюнхаузен"
В фильме "Тот самый Мюнхаузен"


Слава пришла к Семену Фараде очень поздно - ему было уже под 50. После выхода фильма «Тот самый Мюнхгаузен», где актер сыграл главнокомандующего, его стали узнавать на улицах. Режиссеры стали предлагать Семену Львовичу роли покрупнее, хотя тоже не главные: тромбониста в «Гараже», гостя с юга в «Чародеях», губернатора в «Дом, который построил Свифт» и, конечно, слуги графа Калиостро в «Формуле любви».

Фарада в фильме "Гараж"
Фарада в фильме "Гараж"

Каждого своего персонажа Фарада стремился «углубить и расширить», импровизируя и шутя на сцене и на съемочной площадке. Еще Юрий Любимов говорил: «Пускай играют все, как я сказал, а Фарада, как хочет». И актер старался изо всех сил. Чего стоит один только эпизод со знаменитой «Неаполитанской песенкой», исполненная им в дуэте с Александром Абдуловым! Песня в итоге ушла в народ. С тех пор, где бы ни появлялся Семен Фарада, со всех сторон начинало звучать: «Уно-уно-уно ун момента...» Актера даже стали звать итальянцем.

Доходило до курьеза.

Сейчас трудно представить великого комика в другой профессии. Однако довольно долго он работал установщиком отопительных котлов. Фарада выпрашивал у Эльдара Рязанова роль сапожника Сталина в «Иване Чонкине», на что режиссер ему ответил: «Ты что, Семен?! Он же был евреем, а ты -итальянец!» Тот фильм Рязанов так и не снял...

Личная жизнь

Семен Львович был любящим мужем и заботливым отцом. Но, как и карьера, счастливая семейная жизнь началась у него не сразу. За его плечами было два неудачных брака, когда Фарада встретил в театре замужнюю красавицу Марину Полицеймако. Словно магнитом, актеров потянуло друг к другу, завязался служебный роман. Ему 42, ей - 38: кажется, поздновато устраивать личное счастье.

Семен Фарада с женой Мариной
Семен Фарада с женой Мариной

Семен Фарада с женой Мариной
Но Семен очень хотел, чтобы любимая родила ему сына, и постоянно торопил ее. Марина наконец решилась на развод, а после скромной свадьбы подарила любимому сына Михаила. Наверное, в тот момент, когда Фарада впервые взял на руки орущий комочек, не было на земле человека счастливее...

Семен Фарада с сыном Мишей
Семен Фарада с сыном Мишей

Фарада проводил с ребенком каждую минуту, стирал пеленки, в перерывах между съемками бегал на молочную кухню. Сын стал для Семена Львовича смыслом жизни: «Отдавал ему все свое свободное время, хотел научить его всему, что умел. Или что сам не умел, но хотел, чтобы умел Миша. Приучал к спорту и научил хорошо играть в футбол. Возил в музыкальную школу, и теперь Миша играет на трех музыкальных инструментах...» Михаил Полицеймако пошел по стопам родителей и стал актером.
О своем супруге Семене Марина говорила: «Это на экране и сцене он был комиком, а в жизни - грустным, а порой и мрачным, замкнутым человеком. Говорят, есть такой закон эмоционального равновесия: люди, которые в силу профессии должны смешить других, в жизни сосредоточены на себе, на своем внутреннем мире. Нельзя же все время веселиться. Вот и Фарада мог молчать целый день напролет».
В глубине души Фарада мечтал, чтобы супруга отказалась от актерской карьеры и стала домохозяйкой. Но оставлять театральную сцену Марина не планировала, хоть и получала мизерную зарплату. Чтобы обеспечить жену и сына, актер соглашался на любые предложения. У Миши была аллергия, и Семен Львович считал своим долгом каждое лето вывозить его на юг, дышать целебным морским воздухом. А вот о своем здоровье не думал -до тех пор, пока оно о себе не напомнило.
В 1988 году начались сильные боли в сердце. Всегда скромный и сдержанный, не желающий никого обременять своими проблемами, Семен Львович все переживал в себе. Он часто помогал другим, чем мог, но никогда не просил о помощи для себя. А тут врачи объявляют, что его сердце крайне изношено, и требуется операция по замене клапана на искусственный! Несмотря на большой риск, Фарада согласился.
Операция прошла успешно, вскоре актер выписался из больницы и зажил своей обычной жизнью, забыв про напутствие врачей беречь сердце. Работал без отдыха, а если выдавался редкий выходной, старался посвятить его своему любимому хобби - играл в футбол.
В 2000 году умер друг Фарады, литератор Григорий Горин. Это стало для Семена Львовича страшным потрясением. На похоронах он заглянул в гроб и не узнал лица близкого человека, что потрясло и без того впечатлительного актера до глубины души. «Пришел с похорон весь бледный, -вспоминает вдова актера, - и сразу заперся в своей комнате. Я потом к нему заглядываю, а он лежит без движения...»
У Фарады случился обширный инсульт. Актера госпитализировали, однако последствия оказались необратимыми: пострадал большой участок мозга. Семен Львович чудом выжил, но остался парализован и лишился речи. Врачи сказали, что при должном уходе есть шанс на восстановление некоторых функций. Вот только цена реабилитации - 80 тысяч рублей! Супруга и сын артиста были в шоке от услышанного...
Никаких накоплений на черный день у актера не имелось. Он жил очень скромно, антиквариата и драгоценностей не скупал. Семен Львович никогда не выбивал себе повышенных гонораров, никого не подсиживал, не скандалил, не плел интриг. Если была возможность - помогал нуждающимся материально. Но когда сам попал в беду, никого рядом не оказалось. Друзья, коллеги, поклонники, родственники -все словно испарились.
Однажды в дверь позвонили. На пороге стоял небогато одетый человек и протягивал конверт. Михаил, сын актера, заглянул внутрь - там была крупная сумма. Он сначала подумал, что незнакомец - какой-то тайный миллионер, но потом выяснил, что это рядовой офисный сотрудник, который узнал о болезни любимого актера и буквально по копейке собрал деньги на его лечение.
Другой поклонник помог с машиной - каждое утро возил Семена Фараду на реабилитацию в клинику. Нашлись добрые люди, устроившие актера в хороший санаторий. Такая любовь и забота сотворили чудеса: вскоре речь вернулась, Семен Львович стал ходить, опираясь на тросточку.
Но радоваться пришлось недолго: когда после прогулки Фарада пришел домой, его любимая овчарка Рик радостно бросилась навстречу и нечаянно толкнула хозяина. Потеряв опору, пожилой актер упал и сломал шейку бедра. Проведенная операция оказалась неудачной, потребовалась вторая, затем третья... Но и после нее Фарада не смог встать с больничной койки. А затем его сразил второй инсульт...
Жизнь Семена Фарады разделилась на до и после. Последние девять лет своей жизни прославленный комедийный актер, народный артист, любимец публики, провел прикованным к постели.
После выхода из больницы какое-то время Фарада еще передвигался по дому в инвалидном кресле. На вопрос, чего ему хочется, Семен ЛЬвович искренне отвечал: «Играть!» Он верил, что сможет восстановиться и мечтал даже выйти на сцену. Но так сильно необходимые ему уколы стоили по 100 долларов, и денег на лечение катастрофически не хватало. Да, сын крутился на трех работах, однако помочь больному отцу не мог: ему нужно было еще содержать жену и детей. Положение становилось просто отчаянным.
Семен Фарада был гордым человеком и только оказавшись в крайней нужде, пошел на унижение. С просьбой о помощи аобзвонил всех своих знакомых: Кобзона, Михалкова, Лужкова й многих других. Но одни воспринимали его слова за шутку, искренне полагая, что знаменитый Фарада всем обеспечен, а другие обещали подумать, но так и не перезванивали.
Супруга сама перенесла тяжелую операцию и работать не могла. Она ухаживала за Семеном из последних сил. Когда в свой день рождения Фарада радостно тряс перед женой поздравительной телеграммой от самого президента («Смотри, не забыли!»), Марина Витальевна отвела глаза. Лучше бы помогли с лечением...

Смерть

Когда погасла последняя надежда. Фарада окончательно слег. Он понял: теперь он стал обузой для семьи. Ночью, отвернувшись к стенке, несчастный больной старик тихо плакал и молил бога поскорее забрать его к себе. 20 августа 2009 года Семен Фарада умер, ему было 75 лет.

На похоронах Семена Фарады в августе 2009-го, как водится, было много народа. Высокопоставленные чиновники «толкали речь» о вкладе актера в отечественный кинематограф; коллеги вспоминали, каким он был милым и добрым; поклонники плакали навзрыд. Вот только умирал Семен Львович в гулкой тишине квартиры, всеми позабытый, - с мыслью, что свои 75 лет он прожил как-то не так. Видимо, недоиграл или недошутил. Обидно и горько...

Могила Семена Фарады
Могила Семена Фарады