О композиционно-изобразительной структуре портрета

Александр Тараненко. «О композиционно-изобразительной структуре портрета»

Статья посвящена композиции портрета. Основной узел проблем автор видит в том, что изобразительные задачи часто заслоняют задачи композиционные. Подчёркивается, что в портрете эти проблемы стоят наиболее остро, поскольку из-за необходимости передавать сходство тенденции изобразительности проявляются сильнее, чем в других жанрах.   Ядром проблемы здесь можно считать то, каким образом, например, элементы представляющие наиболее важные части изображения (черты лица) должны становиться неразрывной частью структуры композиционной, которая в своём подвижном поиске должна стремиться к конкретной содержательности и всегда выражена в определённых статико-динамических характеристиках. Трудности с композицией портрета, по мнению автора, обнажает общие проблемы композиции в изобразительном искусстве. Термин «композиционно-изобразительная структура» для автора адекватно термину «композиция».

При создании портрета достаточно трудно контролировать качества композиционности, иногда они даже не вполне осознаются автором. Композиционная содержательность часто   отступает из-за преобладания сложных изобразительных задач портрета (анатомичность, характер форм и движений, общее сходство).  Узко понимаемые задачи тонально-цветовых, линейных  отношений также могут сковывать портретиста, задерживать его в узких рамках приобретённой школы.

 

При полном решении этих задач, но ограничении задач композиции до стандартной статичности –  возникают мёртвые каноны, неоакадемизмы разного рода. Преодолевать эти каноны  тем, кто много лет им слепо следовал, чрезвычайно трудно. Например, при переходе от тонально-цветовой живописи к цвето-тональной возникают возможности взлома этих канонов, однако здесь увеличивается риск  деструкции, хаотичности. Без углублённой теории композиции упования на чувства и интуицию для большинства художников здесь малопродуктивны. Поэтому, даже вновь рождённая цветовая выразительность изображения ещё не переходит в какой-либо вид структурно выраженной композиционной цветодинамики.

Сочетать портретные характеристики с какой-либо композиционной идеей необходимо, но чрезвычайно трудно.

Действительно, портретная живопись, возникшая «из желания увековечить единичное, преходящее, обессмертить его в изображении» находилась как бы в явном противоречии с «духом, склонным к типизации» [5,90].

Воспроизведение некоего индивидуального образа и создание определённого типического образа – между этими двумя полюсами идёт своеобразная борьба в портретном искусстве, в истории развития которого доминирует то индивидуальное, то типическое. Что до композиционных теорий, то они преимущественно развивалась в русле типического. Отсюда становятся понятны проблемы трудности теоретических представлений о сочетании индивидуального сходства и какой-либо композиционной структуры.

Да,  главная трудность всё-таки объективно исходит из самой природы портрета. Нигде художник не должен в такой степени объективировать сходство изображаемого и изображённого как в портретном творчестве. Высказываясь в духе А. Г. Габричевского, можно сказать, что возможности временной стихии, музыкального, [3;2-3]  при передаче собственно портретного сходства минимализируются, ибо здесь пространственная фиксация элементов должна достигать весьма высокой точности. Подчеркнём, что тщательно и похоже нарисованное лицо – есть лишь фрагмент пространственно зафиксированной формы, почти лишённый временного контекста, а само по себе эмоционально схваченное  движение мимики или рук –  есть элемент временной стихии, нуждающийся в пространственной зафиксированности. Синтез же временного и пространственного неминуемо должен выразиться в качествах какой-либо композиционно-изобразительной структуры.

По определению Н.Н.Волкова «композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла». [2;28]  И в этом  достаточно универсальном значении композиция портрета предстаёт всё той же структурой, что и в любом другом жанре.  Но  именно в практике портретиста дистанция между необходимостью передавать сходство изображения с действительностью и необходимостью структуировать  композиционную идею имеет тенденцию достигать наиболее заметного разрыва. Например, когда портрет оценивается только в значении «похож – не похож», содержательность композиционных структур не берётся во внимание. Многие, к сожалению, не хотят понимать, что же это такое –  содержательность композиционных структур.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ