Слушая ГОЛОС (как когда-то)

Дело Pussy Riot как операция прикрытия

 

Фото АР

Фото АР

 

В августе Левада-центр опубликовал данные соцопроса, согласно которым сегодня только 47% россиян лояльны по отношению к президенту России. Впервые, как отметили СМИ, менее половины респондентов, высказались о Владимире Путине благоприятно. Даже во времена принятия закона о монетизации льгот в 2005 году этот показатель был выше (55%). А в 2008-м доходил до 80%.

А вот другая статистика. И тоже Левада-центра. Накануне вынесения приговора в Хамовническом суде Москвы по делу Pussy Riot 44% респондентов в целом согласились, что суд над участницами панк-молебна в Храме Христа Спасителя проходит «справедливо, объективно и беспристрастно». Есть ли связь между этими цифрами: 47% – лояльность президенту, и 44% – доверие судебному процесса? На мой взгляд, да. И она – опосредованно, конечно, – отражает стремление власти в условиях ее делегимитизации как-то сплотить тающий, как весенний снег, электорат, и отвлечь общественное мнение на громкие, но не имеющие отношение к глубинным социально-экономическим процессам, события.

Посмотрите, как технично увели прокремлевские СМИ тему антипутинского протеста Pussy Riot в удобное русло разжигания межрелигиозной вражды и богохульства. Авторы многих российских телерепортажей о вынесении приговора в Хамовническом суде удивительно дружно умалчивали об антипутинской природе панк-молебна. Эффект налицо: некоторые россияне, особенно представители старшего поколения, до сих пор уверены, что эпатажная выходка музыкантов не имела никакой антипутинской подоплеки, а имела целью оскорбить только церковь и верующих.

Более того, возьмусь утверждать, что громкий, скандальный процесс над Pussy Riot оказался объективно выгоден власти в условиях падения рейтингов и размывания «сакральности» образа самого Владимира Путина.

В прессе уже много писалось, что Путин и его администрация понесли колоссальные имиджевые потери как внутри страны, так и за рубежом из-за процесса над участницами панк-группы. Нет числа звездам мирового шоу бизнеса, которые призывали Кремль освободить трех девушек, заключенных под стражу еще до суда. Хотя довольно спорным оказывается сам факт этой поддержки. Если говорить об американской поп-диве Мадонне, то еще неизвестно, как повлияли ее заявления на российское общественное мнение. Со знаком плюс или со знаком минус? Особенно в российской глубинке и среди пенсионеров, часто по привычке голосующих за партию власти.

Но дело, конечно, не в Мадонне. А прежде всего в том, что практика последних лет (процесс над Ходорковским и Лебедевым, аресты Немцова и Навального, гибель Магницкого) показывают, что Путин практически не чувствителен к международному общественному мнению. Будь то мнение рядовых европейцев и американцев или заявления ведущих западных политиков. Его, Путина, гораздо больше волнуют внутриполитические пропагандистские задачи. И они, эти задачи, успешно решаются. В том числе – на примере истории Pussy Riot.

Резонно предположить, что именно осуждение одиозной выходки Pussy Riot в храме могло прибавить голосов кандидату в президенты Путину на выборах 4 марта. Эта акция сработала как раз не против, а за Путина. Сработала для сомневающихся. Для тех, кто не был уверен, стоит ли в третий раз голосовать за «лидера нации». Но после того, как Путин был представлен в официальных СМИ защитником веры и национальных традиций, это определенно пошло ему в предвыборный плюс. Конечно, эффект этот незначителен и кратковременен. Я уже встречал людей, которые отходят от «теленакачки» предвыборным наркозом и признаются: какую же я сделал глупость, что снова проголосовал за ВВП.

Но дело не только в тех процентах или даже долях процентов, которые панк-музыкантши (возможно, использованные втемную) принесли кандидату Путину. Дело в том, что процесс над Pussy Riot, за которым, согласно тем же опросам, следили 57% россиян, объективно помогает Кремлю и сейчас отвлекать общественное мнение от насущных социально-экономических проблем. И в первую очередь – от кризиса, который давно дамокловым мечом висит над российской экономикой.

Опубликованные в среду 22 августа новые соцопросы Левада-центра показывают, что россиян сегодня прежде всего волнуют рост цен и бедность. Кроме этого, примерно каждый третий респондент озабочен ростом безработицы (33%), резким расслоением общества на богатых и бедных (29%), «расцветом» коррупции и взяточничества (35%). А каждый четвертый (24%) – ростом наркомании и недоступностью многих видов медицинского обслуживания.

Кроме дежурных заявлений, тиражируемых в теленовостях, ни президент Путин, ни премьер Медведев, похоже, не способны предложить обществу ни реальную программу борьбы с этими социальными болезнями, ни реальный проект модернизации экономики. Деградация национальной промышленности, даже ракетно-космической отрасли, нарастает. Олигархические кланы продолжают контролировать ориентированную исключительно на экспорт сырья экономику. И при этом сама российская власть остается практически не подконтрольной российскому обществу.

Все это кричащие проблемы. Но о них во многих российских СМИ почти не говорят. Зато тема Pussy Riot обещает оставаться в фокусе еще не один месяц. А потом? А потом, надо полагать, найдется новая медиа-приманка.