Вертолётная прокладка «Ростеха»

На модерации Отложенный

Санкции неожиданно вскрыли кривую схему по продаже военных вертолётов Ми-17, обратят ли на неё внимание компетентные органы?

Вместо единого российского государственного посредника по экспорту и импорту продукции военного назначения (ну или АО «Вертолёты России», также обладающего лицензией ФСВТС РФ на продажу военных вертолётов), контракт с Минобороны Филиппин заключило малоизвестное ООО «Совтехноэкспорт».

10.08.2022 года РИА «Новости», со ссылкой на Philippine News Agency сообщило, что: «Министерство национальной обороны оформляет расторжение контракта с российской компанией ООО «Совтехноэкспорт» по поставкам 16 вертолетов Ми-17 для ВВС Филиппин».

На первый взгляд, ничего удивительного в этой заметке нет – как известно, сейчас против России введены небывалые санкции и многие страны, опасаясь давления «мирового жандарма», вынуждены считаться с ситуацией. Но это только на первый взгляд, – для людей далёких от специфики в области военно-технического сотрудничества.

Из сообщения РИА «Новости» следует, что контракт с Министерством национальной обороны Филиппин на поставку 16 вертолётов Ми-17 на общую сумму 12,7 миллиардов филиппинских песо (около 230 млн. долларов), в ноябре прошлого года подписала российская компания ООО «Совтехноэкспорт». Предприятие, зарегистрированное 28 июня 2018 года с уставным капиталом в 10 000 рублей (по нынешнему курсу порядка 165 долларов).

Специфика военно-технического сотрудничества подразумевает необходимость наличия у предприятия экспортёра продукции военного назначения соответствующей лицензии, выданной Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Известно, что торговать военными вертолётами в России могут два участника военно-технического сотрудничества (ВТС) – это АО «Вертолёты России» и АО «Рособоронэкспорт».

Интересная структура

По данным единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), ООО «Совтехноэкспорт» (Современный технологический экспорт) создано 28.06.2018 года. Единственным учредителем этого общества является ООО «Техноэкспорт», созданное в этот же день – то есть 28.06.2018 года.

Примечательно, что единственным учредителем ООО «Техноэкспорт» является уже известное нам ООО «Совтехноэкспорт». Таким образом, при регистрации ООО «Совтехэкспорт» была применена схема так называемого перекрёстного владения, в которой невозможно понять, кто в реальности является бенефициаром вышеуказанной юридической структуры. Однако, как разъясняют юристы, уже даже на стадии регистрации этих компаний имеются нарушения в части пункта 2, статьи 66 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ГК РФ запрещается юридическому лицу иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее также из одного лица.

Но, судя по всему, соблюдение Гражданского кодекса, для организаторов этой схемы, не является обязательным. Это и понятно, если уж такому юрлицу позволено было заключить контракт на поставку вертолётов не с кем-нибудь, а с Министерством обороны иностранного государства (при молчаливом одобрении ФСВТС РФ, без чего подобная сделка не может быть реализована), то значит реальные бенефициары, спрятанные в схеме «перекрёстного владения», не являются обычными коммерсантами.

Необычный директор

Обращаясь к выписке из ЕГРЮЛ, можно установить, что генеральным директором ООО «Совтехноэкспорт» является Григорий Александрович. Козлов. Именно таковы имя, отчество и фамилия бывшего заместителя генерального директора холдинга «Вертолёты России». Но, «Мало ли в Бразилии Педров?» – скажет подозрительный читатель…

Естественно, мы предположили, что это один и тот же человек, так как совпадают все четыре координаты: три – это ФИО и четвёртая – специализация. Примечательно, что в вертолётном холдинге Григорий Козлов отвечал именно за продажи. Разбираясь далее с открытыми источниками информации, удалось найти данные, что некто Козлов Григорий Александрович непродолжительное время занимал должность временного гендиректора АО «Вертолёты России», при этом ИНН «временного гендиректора» вертолётного холдинга и ИНН гендиректора ООО «Совтехноэкспорт» в точности совпадает. То есть, наше изначальное предположение оказалось верным.

Открытые данные из сети интернет так же подтверждают: ещё начиная с работы во ФГУП «Промэкспорт» Григорий Александрович связан в авиационной техникой, в частности – с вертолётами. Имеет значок отличия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС ) «За заслуги в области ВТС».

То есть по всем параметрам, именно такому человеку могли доверить продажу военных вертолётов. Ведь холдинг «Вертолёты России» не всякой компании продаст аж 16 вертолётов, даже в полностью гражданской комплектации (просто так эту продукцию купить сложно), а уж военные точно не продадут.

Про Григория Козлова ещё известно то, что он является человеком, очень близким к гендиректору АО «Рособоронэкспорт» (РОЭ) Александру Михееву и, именно поэтому после ухода последнего из АО «Вертолёты России», Григорий Александрович перешёл на работу в РОЭ. Обладатель отдельного кабинета на Стромынке является именно тем человеком, которому Михеев может доверить построение «кривых схем» при продаже вертолётов.

Базар для своих

Рынок военной техники имеет свою специфику. В России он монополизирован ограниченной группой лиц, связанной с гендиректором ГК «Ростех». В структуру этой организации входит большинство оборонных холдингов, а также единый экспортёр продукции военного назначения – АО «Рособоронэкспорт». Со стороны государства, контроль осуществляется посредством ФСВТС РФ, которую возглавляет ставленник Сергея Чемезова и его бывший заместитель в ГК «Ростех» Дмитрий Шугаев.

Именно ФСВТС следит за тем, чтобы никакие сторонние коммерческие компании не пролезли на этот рынок и не составили конкуренцию лицензированным ФСВТС организациям. При этом жадность в этой замкнутой системы настолько велика, что в 2018 году ФСВТС , стараниями зам. гендиректора службы Анатолия Пунчука, пыталась ограничить даже реализацию запчастей, призывая разработать меры, направленные на: «…недопущение участия в ВТС российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН (продукции военного производства – прим. редакции)».

И на этом фоне в том же 2018 году создаётся компания ООО «Совтехноэкспорт», которая в 2021 году подписывает контракт с Министерством обороны Филиппин на сумму около 230 млн. долларов. Ситуация явно неординарная – но зачем придумывать такую схему?

Военно-технический схематоз

Рассматривая сделку более подробно, мы имеем следующие начальные условия: реальное производство вертолётов Ми-17, а также два лицензированных экспортёра, имеющих право работы в области ВТС входят в структуру ГК «Ростех». Сама государственная корпорация, хоть и является определённым механизмом обогащения её верхушки, через огромные зарплаты руководства, но в своей хозяйственной деятельности подотчётна Счётной палате Российский Федерации. Холдинги, входящие в госкорпорацию «Ростех», в том числе и АО «Вертолёты России», также подотчётны Счётной палате РФ.Следовательно, для вывода части экспортной прибыли на сторону, в торговой схеме необходимо наличие подставной компании, которая не была бы формально связана с производителями и не контролировалась бы контрольным органом Российской Федерации.

Судя по всему, такой подставной компанией и является ООО «Совтехноэкспорт», созданное с применением схемы перекрёстного владения в целях сокрытия реальных бенефициаров, среди которых могут находится, как федеральные чиновники, так и лица занимающие полугосударственные должности, как например руководство ГК «Ростех».

А так, как сделка достаточно внушительная и требует опыта проведения переговоров на уровне Министерства обороны иностранного государства, то возглавлять компанию нельзя было поставить абы кого, тут требуется особо доверенное лицо, коим и является Козлов Григорий Александрович.

Примечательно, что никто в ФСВТС РФ (без участия которой сложно предположить возможность заключения поставочного контракта с Минобороны иностранного государства) даже не заметил, что ООО «Совтехноэкспорт» даже не является компанией, имеющий право на осуществление военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Это говорит о том, что деятели из федеральной службы теоретически могли претендовать на часть «благодарности» от поставщика 16 вертолётов для МО Филиппин.

Если посмотреть на всю описанную конструкцию в комплексе, то основная задача такой схемы, это выведение части прибыли от продажи вертолётов через ООО «Совтехноэкспорт», что несомненно снижает рентабельность производства вертолётов на заводах, подконтрольных ГК «Ростех». Но организаторов схемы это мало волнует, ведь при помощи карманного министра всегда можно через Минпромторг получать дополнительное бюджетное финансирование, ввиду «значимости» отрасли для государства. Подобные схемы помогают нашим чиновникам уводить часть экспортной выручки в своих интересах, а также «потрошить» бюджет в случае необходимости под видом поддержки производства. Именно поэтому всем заводам, входящим в чемезовско-мантуровский вертолётный холдинг, строго запрещено самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью, ибо вся отраслевая прибыль должна концентрироваться в «правильных руках». То есть в руках определённой организованной группы людей, которая полностью контролирует не только отраслевые промышленные предприятия, но и контрольный орган в области военной торговли. А вершиной этой пирамиды выступает именно «Ростех» в руках которой сосредоточены все рычаги влияния на данную ситуацию.

Алексей Рафалович