На фоне известных событий последнего года — двух предвыборных кампаний, развития политического протестного движения и дела Pussy Riot — многих волнует вопрос, какими именно Православная Церковь видит для себя желательные отношения с властью. Позиция, озвученная официальными церковными спикерами во время предвыборных кампаний, создает впечатление поддержки «одного из кандидатов» в президенты и его партии (начиная с восторженного одобрения Всеволодом Чаплиным «рокировки» осенью прошлого года). Оно закрепилось также после осуждений протестного движения. Это заставляет предположить либо концептуальную поддержку власти в имеющемся виде, либо, как полагают некоторые наблюдатели, зависимость Церкви от власти, вынуждающую демонстрировать поддержку.
В то же время на вопрос, желает ли Церковь зависимости от государства, нельзя ответить положительно. А для понимания ее реальных желаний надо заглянуть в историю этих отношений.
Русь получила Православие в готовом виде от поздней Византии. Естественно, что развитие религии шло по заимствованной модели, в том числе и в части социальных отношений. Византийская идея «симфонии» Церкви и государства, когда оба выполняют разные подзадачи одной функции (Церковь заботится о духовном процветании нации, государство — о внешнем), на практике вылилась в так называемый цезаропапизм — подчинение Церкви императорской власти.
После 1917 года Православие в России было на грани уничтожения. Иерархической системе удалось выжить благодаря дорогостоящему и драматическому компромиссу митрополита (впоследствии патриарха) Сергия (Страгородского), во многом подчинившему Церковь нелояльному к ней государству.
Перестройку Церковь встретила не имея опыта независимости от государства и без стратегии существования в новых социальных условиях. Церковь была подавлена и раздавлена репрессиями настолько, что какое-либо концептуальное планирование было невозможно для священнослужителей, переживших диктатуру.
До последнего времени приоритетом Церкви было залечивание ран. Оно мыслилось в категориях внешнего восстановления: реставрации, строительстве храмов, монастырей — в силу доминирования византийской, внешней, традиции русского Православия.
В девяностые и нулевые Церковь являла собой громадную стройку. Священник-строитель был востребован больше, чем священник-проповедник. Это иллюстрирует ироничная священническая поговорка: «Я не раб Божий, я прораб Божий». Масштабы увлечения «благоукрашением» были столь значительны, что вызвали публичные упреки церковного руководства в адрес духовенства и призывы вернуться к приоритету внутренней жизни. Однако внутрицерковная система оценки продолжала опираться на количественные показатели.
Это настроение и определило во многом формат взаимоотношений с властью. Церковному менталитету присуще понимание того, что государство «должно» Церкви за чудовищное разрушение советского времени. Такой подход можно понять, тем более что Россия юридически и теперь во многом идеологически признает себя преемницей СССР.
Отсюда и квоты, и льготы, и экономические преференции, налоговые и административные послабления, которыми ельцинская власть одаривала Церковь и некоторые из которых актуальны и сегодня — как варианты возвращения советского долга. Но надо понимать, что масштабы преференций все-таки несопоставимо меньше материального разрушения Церкви.
Нельзя сказать, что Церковь лишена желания теснейшего сотрудничества с властью и ее использования в своих интересах. Здесь оказывает влияние и византийское происхождение, и некритичное увлечение — до мифологизации — идеей «симфонии», и общий патернализм, присущий восточной христианской традиции. Недавний яркий эпизод с игуменом Валаамского монастыря Мефодием, пытавшимся поцеловать руку президента, хорошо вписывается в патерналистскую традицию — и не более.
Но, несмотря на известные тенденции, нельзя сказать, что Церковь «легла» под власть. Это скорее было стремление к сотрудничеству, цель которого — возрождение в парадигме богатой внешней традиции. Сотрудничество предполагало общение и взаимодействие, что на практике часто выражалось в комплиментах, орденах, панегириках — тут уже вопрос личного вкуса и во многом стиля жизни чиновничества.
Своего рода «декларацией независимости» Церкви можно считать документ, разработанный в 2000 году командой нынешнего патриарха, — «Основы социальной концепции РПЦ». В него был включен пункт о том, что Церковь оставляет за собой право на акции мирного гражданского неповиновения в случае нравственной невменяемости государственной власти. Этот документ в свое время остался почти незамеченным светским сообществом, а напрасно. Во времена, казалось бы, взаимных реверансов Церковь напоминает самой себе и власти о праве на свободу в нравственном и социальном пространстве. Этот пункт «Основ соцконцепции», по информации из открытых источников, крайне удивил власти и, как следствие, вызвал напряжение.
«Конкордат» церковного руководства и власти, который иногда видится через призму компьютерного монитора, часто не имеет никакого отношения к практике на местах. Порой вызывает удивление нелояльное отношение низового чиновничества к Церкви и вопрос, а в курсе ли конкретный «слуга народа» федеральных новостей, рапортующих о триумфалистском «союзе» Церкви и государства.
Для оценки текущей ситуации необходимо вынести за скобки некоторые вещи. Например, многочисленные экстравагантные заявления умнейшего в своем роде протоиерея Всеволода Чаплина. Кажется, эпатаж высказываний этого церковного спикера во многом намеренный. Это своего рода «белый шум» в информационном пространстве, призванный отвлечь от реальных и серьезных проблем.
Одна из них — техническая неспособность Церкви к существованию в автономном от государства режиме, предполагающему так или иначе конфликт интересов, к которому Церковь ни в малейшей степени не готова. Банальная апелляция власти к строительным правилам, к нормам СЭС и пожарной безопасности сделает невозможным функционирование многих приходов — ровно по технологии давления на малый бизнес. Небольшие корректировки в финансовом и налоговом законодательстве просто подорвут экономическую базу существования Церкви.
После развала СССР у Церкви была возможность подготовиться к автономному «плаванию», не требующему благосклонности власти. Этот формат мог бы вывести практические взаимоотношения приходов и монастырей с государственной бюрократией пусть и в рыхлое, но правовое поле. Для этого потребовалось бы ангажировать армию аудиторов и юристов, но тогда Церковь не имела бы средств на золотые купола. В любом случае ситуация упущена окончательно, и сегодняшнее жесткое государство не позволит Церкви ни единого шага в направлении самостоятельности, даже если она откажется от всех преференций и льгот.
В случае чего на помощь государству в деле контроля над Церковью придет компромат. Такой, по сравнению с которым «нанопыль», игумен на спорткаре и вся «информационная кампания по дискредитации» (которая не более чем миф, защитная реакция на ошибки обслуживающих Церковь пиарщиков) покажутся детским лепетом. Церковь у нас большая, как и сама Россия, и водится в ней всякое. Это «всякое» она про себя знает и более или менее умеет с этим справляться. Но предъявленное свету сразу и под определенным соусом, «всякое» может вызвать такой конфликт, на который никто пойти не сможет.
Поэтому у Православия, если под ним понимать РПЦ, нет иного выхода, кроме как в той или иной степени поддерживать существующую власть. А это и нужно Кремлю. Можно ли представить, что он допустит критику со стороны национальной христианской традиции, ведущей счет уже на тысячелетия?
Не стоит винить церковную администрацию в сложившейся ситуации. Церковь попала в историю, которая началась не сегодня и не вчера. Мы несем последствия выбора, сделанного столетия тому назад. Пакт о капитуляции был подписан не нами, мы лишь присоединились к нему, получив его по наследству. Вместе с непреодолимой экзистенциальной любовью к золотым куполам.
Священник Дмитрий Свердлов.
Комментарии
Ответ: для поддержки легитимности.
Но "дьявол расплачиваеся черепками".
Комментарий удален модератором
Намеренное перманентное обыдливание и развращение людей через сми, развал образования, воровские законы и т.д. привело к тому, что сравнительная с поздним советским периодом деградация общества позволяет легко провоцировать поношение Русского Православия (Церкви, священников, Патриарха, верующих). Уверен, что "процесс" так или иначе контролируется и направляется.
Эбигайл Ван Берен
-Церковь — единственный бизнес, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры.
Чарлз Эйнджел
-Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет.
Деяния апостолов, 17, 24
-»
Фридрих Ницше
о церкви
СР, 30/03/2011 - 05:49 Поделиться с друзьями
Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?
-Вся история церкви — смесь заблуждения и насилия.
*****************************итд итд..................
Комментарий удален модератором
То то у нас ныне столько церквей понастроили, а прогресса что то не видно.
Что для вас прогресс?
Сравните показатели за 20 лет
После военные 1945 - 1965
И постсоветские 1991 - 2011
Если в Ветхом Завете прописана инструкция для евреев , (ими же написанная) , как им жить (на примере Авраама) , для чего и какими методами добиваться поставленных Господом целей . то в Новом завете прописана инструкция поведения порабощенных евреями народов .. Типа полюби своего врага , как самого себя .. ударили тебя по щеке , подставь другую ... и всякая власть , по установлению божьему . Идешь против власти , идешь против бога .. Это самые существенные места из библии . Библия определяет формат поведения народа . Народ , это овечье стадо .(паства).. а над ними пастыри (пастухи). Что надо для политика Путина ? ... Ясное дело -овечье стадо .. Вот церковь и при деле..
Лично был в такой квартире.
Мужики то чаще в Церкви, чем на гей-парадах и в пивнухах.
И опыт-то откуда? Расстрига, что ли?
"..Религия есть набор верований, правил и ритуалов, созданных в качестве противовеса животным инстинктам человека (т.н. страстям). Служит она для адаптации поведения и состояния человека к противоестественной для его биологической организации условиям крупного социума, сытости и безопасности...
Повторим еще раз, более прямолинейно, образно и наглядно:
Выражаясь современным техническим языком, человек подобен биороботу, оказавшемуся в условиях, сильно отличающихся от тех, для которых был спроектирован. В том числе, прошитое в управляющем поведением этого биоробота компьютере программное обеспечение не соответствует этим новым условиям. Поэтому поведение биоробота не адекватно этим новым условиям. И для обеспечения функционирования этого биоробота требуется его перепрограммирование. И эти биороботы оказались настолько продвинутыми, что создали систему перепрограммирования самих себя. Религия и является такой системой перепрограммирования, адаптирующей этого биоробота к новым условиям..."
Во-первых, это уровень сытости и безопасности существования, а во-вторых, уровень примативности.
Таким образом, система перепрограммирования формируется с учетом тех значений этих двух параметров, которые существуют в момент формирования системы перепрограммирования. Однако каждый раз с изменением в социуме значений этих параметров в ту или иную сторону, система перепрограммирования дает сбой. Поэтому периодически происходит деградация либо развитие различных социумов и связанные с этим возникновения новых и реформации старых систем перепрограммирования - религий.
В этом нехитром принципе и заключается вся логика исторического процесса развития Человечества.
Работать с вредными инстинктивными программами можно тремя способами:...
2. Ввести жесткую систему запретов и регламентаций, закрепив ее авторитетом бога и страхом наказания при жизни и после смерти. Этот путь, например, хорошо реализован в исламе.
3. Нейтрализовать одни инстинктивные программы с помощью других. Этот путь лучше всего реализован в христианстве. Впрочем, параллельно с первыми двумя.
Вообще говоря, теоретически есть четвертый путь – вооружить рассудок человека полноценными знаниями о его инстинктах. Тогда человек сможет самостоятельно их контролировать. Этот путь пока нигде не реализован в связи с отсутствием таковых знаний....." - может этот четвертый путь и есть будущее человечества...
Комментарий удален модератором
и религиозно-церковных обманов.
Зюганов, Путин, Медведев - три бывших комсомольца, а ныне богомольца и богомана живут не ради ИСТИНЫ и НРАВСТВЕННОСТИ, а для церковной власти и их кармана.
Религиозный-сионистский дурман над Россией повис.
Израильскому богу Иегове-убийце грудных детей, стал российский человек подлиз?
Где вы русские? Души свои на обрезание попам отдали и евреями стали?
Кланяться Иегове-гневливому, ревнивому, проклинающему, мстительному, злопамятному злодею не устали?
17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа (32 тысячи), оставьте в живых для себя; … (Библия, Ветхий Завет, Числа, 31: 7-18, с. 141).
Нельзя СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ подменять ритуалами и поклонами. Вы не рабы и овцы.
ЛЮБОВЬ + ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ = МУДРОСТЬ -
Пригласите их в себе в Гости!
Комментарий удален модератором
Вместе с частичным признанием своей некомпетентности, небывалой жадности и любви к бирюлькам, тут же, выдаётся новое "откровение" в том, что
***«нанопыль», игумен на спорткаре и вся «информационная кампания по дискредитации» (которая не более чем миф, защитная реакция на ошибки обслуживающих Церковь пиарщиков)***
и пока ещё не заезженное, направление мыслям обывателя, в сторону т.н. "белого шума", производимого "умнейшим", блин, Чаплиным. Мол, есть конечно у нас и дураки, но такова наша стратегия.
Заслуживает внимания последняя фраза: "непреодолимой экзистенциальной любовью к золотым куполам", на примере которой можно разложить всю статью по кирпичику и обозначить суть. Если называть вещи своими именами, то любовь к недвижимости и бирюлькам, у попов, чисто рациональная и реализовать её можно, только под "крышей" кремля.
Попы эту войну проиграют.
Затем что византийское христианство и было создано, как одна из ветвей власти.
Двуличная, златолюбивая и корыстная.
Полностью поддерживающая Власть и пытающаяся навязать пастве идею приоритета Власти над народом.
Идею того, что "кесарю-кесарево, а пахарю-пахарево..."
Очень жаль, что из церкви сделали цирк(((
Истинная церковь должна жить по принципу "Собака лает, караван идет". А нет уже каравана, есть только отдельно взятые верблюды и ослы(((
Российский народ сам по себе очень духовная нация и большинству думающих людей претит такое положение вещей(((