Наемная или призывная армия

 

Отрывок из статьи

"Умереть за деньги" Александр Храмчихин (www.rulife.ru)

 

Есть много профессий, подразумевающих повышенную вероятность гибели (шахтеры,
летчики-испытатели), но только военная профессия подразумевает обязанность умереть.


Именно в этом отличие военной профессии от всех остальных. И нет на свете таких денег, за
которые можно умереть, деньги ведь не возьмешь в могилу. Умирать можно только за идею. За веру, царя, отечество, коммунизм, демократию, нацию. Можно умирать во имя мести (тоже


идея). Hо только не за деньги.

Соответственно, за деньги можно идти служить в престижную, высокооплачиваемую, "крутую", невоюющую армию. Или в армию, воюющую без потерь, что, однако, пока почти нереально, несмотря на технический прогресс. А вот если надо умирать - извините. Мотивация меняется принципиально. Самый яркий пример сегодня перед нами - Ирак.

 

Если в начале кампании потери американцев были низкими, успехи несомненными, при этом
солдаты верили, что иракцы воспринимают их как освободителей, мотивация была. Когда
успехи закончились, потери возросли, а отношение иракцев оказалось, мягко говоря, далеким
от благодарности, мотивация исчезла. Пропала идея, остались только деньги, за которые не
умирают. И это в США, где солдаты получают по-настоящему хорошие деньги и очень
значительные льготы, где замечательные условия службы, где командование всерьез заботится о минимизации потерь, где на полную мощность работает пропагандистская машина, постоянно рассказывающая военнослужащим о том, что они не наемники, а гордость нации, патриоты и защитники свободы и демократии. То есть американцы понимают, насколько армии необходима идея.

Однако проблема набора новобранцев сегодня стоит перед американским командованием как никогда серьезно, а качество набираемого контингента упало катастрофически. Как и в 70-е годы, когда строительство наемной армии в США только начиналось, в нее теперь берут всех подряд, в т. ч. дебилов, люмпенов и уголовников. Прослойка последних растет особенно быстро, бандиты идут в армию набираться опыта, который потом они успешно применяют в родных Штатах.

 

В условиях реальной войны устойчивость наемной армии быстро стремится к нулю. Это,

например, показал опыт достаточно мощных ВС Кувейта, которые не оказали никакого
сопротивления агрессии со стороны Ирака в августе 1990 г. А ведь в купавшемся в
нефтедолларах Кувейте с окладами военнослужащих проблем не было. И с боевой подготовкой все было хорошо, на нее не жалели средств. И технику закупали самую новую, причем Кувейт был единственной из монархий Персидского залива, который приобретал оружие не только на Западе, но и в СССР и Югославии. И с количеством вооружения и техники все было нормально, оно было даже слишком большим для этого микроскопического государства. Кувейтские танкисты на учениях стреляли боевыми снарядами, беззаботно сжигая ресурс стволов, что без проблем менялись на новокупленные  - такое не могут себе позволить даже американцы, у них для стрельбы применяют учебные выстрелы уменьшенной мощности и уменьшенного износа мат части.  

И престиж армейской службы был очень высок. Hо в момент начала иракской агрессии армия Кувейта просто испарилась. "Высокооплачиваемые и хорошо подготовленные профессионалы" не проявили ни малейшего желания умирать, они не за тем в армию шли. Интересно, что сразу после освобождения в феврале 1991 г. Кувейт перешел на призывной принцип комплектования ВС.