Северный Казахстан: Сталин областного масштаба
Как получить земли сельхозназначения в СКО? Вопрос, как говорил любимый киногерой, конечно, интересный. Вот перед нами старенькая (составленная на 1 ноября 2011 года), но очень подробная таблица сельхозугодий региона в разрезе районов, представленная управлением земельных отношений региона на официальном сайте. Она во многих случаях становится камнем преткновения, когда обсуждаются вопросы эффективности полей.
С высоких трибун только ленивый не говорил в разное время о введении в севооборот залежных земель, о неумехах-крестьянах, которые, дескать, сводят на нет сохой и мотыгой плодородие почв, самые смелые даже пытались выяснять, права на аренду скольких гектар являются залоговым имуществом в банке. Лежат себе пылятся бумаги в банке, а в это время поля, которые могли бы давать хлеб, масло или овощи зарастают бурьяном. Без сомнения, прискорбный факт.
Сирота при живых родителях
Согласно обсуждаемой таблице из 7219 тысяч гектаров общей площади области сельхозугодий - 6977,3. Из них пашни - 4848,9, пастбищ - 2032,8. При этом отмечается, что посевная площадь составила в 2012 году порядка 4 млн. 500 тыс. га. Незначительный клочок в 15,7 тыс. га составляют сенокосы, и 77,1 - залежные земли. И вот последняя цифра настораживает. Даже самый далекий от сельского хозяйства человек, совершив небольшой вояж по области (неважно, в какую сторону), придет к выводу, что необрабатываемых полей гораздо больше.
Ведь на соседней ссылке расположена схематическая карта распространения природно-сельскохозяйственных зон и преобладающих почв Северо-Казахстанской области, а чуть ниже структура основных почвенных типов земель. Согласно двум этим инфографикам черноземы обыкновенные занимают 87,1 процента всех сельхозполей. Как говорил один мой знакомый фермер: «Сей да посевай!».
Недавно министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков отмечал такой парадокс: страна девятая по территории, а свободной земли нет. Хозяева имеются, но визуально об этом сказать сложно. И для исправления этой ситуации в программу развития АПК Казахстана на 2013-2020 гг. Минсельхоз отдельным пунктом проговаривает изменения в налогообложении сельхозтоваропроизводителей, суть которых сводится к тому, чтобы обременить рантье такой мздой, чтобы держать земли без севооборота стало не выгодно. Что еще сказать? - давно назревшая мера. Но этот бой - по выведению недобросовестных латифундистов из тени - у нас еще впереди. И здесь стоит вспомнить еще один факт из наших журналистских будней. В начале лета по СКО колесили специалисты-маркетологи с юга страны. По велению своего заказчика, который собирался инвестировать в сельское хозяйство, они искали землю, да так и не нашли, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».
- Ну, мы же видим, сколько у вас бросовых полей! - недоумевал приезжий. - Почему мы встречаем такое нежелание со стороны властей, ведь кругом мы слышим о желании чиновников затащить деньги в регион, а на поверку оказывается наоборот. Мы ведь не просим у кого-то отнять уже обрабатываемые земли, наш заказчик готов поднять целину.
Так и уехали в теплые края те ребята не солоно хлебавши. Всю эту ситуацию они обрисовали уже по приезде домой. Просили статью подготовить, факты обещали предоставить. Видимо, не срослось, или заросло все быльем.
Рейдер с местным колоритом
И, в общем-то, понятно, почему. У северян и своих желающих на земельку - в достаточном количестве имеется. И регулярно здесь случаются скандальчики разной величины по перекройке сельхозугодий в пользу того или иного господина. Как во дворе, помните, мы играли в «землю», втыкая нож в размеченный на грунте круг. Выигрывал, как полагается, самый меткий. В большой игре победа и все блага с ней связанные достаются не за меткость или ловкость, а тупо по рангу. Вместе с креслом и регалиями человеку достается право карать и миловать, налагать вето, и просто присваивать. В этом нас убеждает рассказ одного из земледельцев СКО - уважаемого агрария, просто открытого человечного человека.
Четыре тысячи пашни, находящиеся в праве пользования у предприятия стали лакомым кусочком для одного из высокопоставленных чиновников региона. Точнее, они были им всегда. И наш чиновник открыто предлагал фермеру передать землю в управление его брату (он, по стечению обстоятельств, тоже занимается сельскохозяйственной деятельностью). Но на это предложение до определенных пор получал отказ. Но чиновник рос в делах своих, и ширилось кресло под его… ну, сами понимаете. И вот настал светлый час, когда ширина кресла позволила сделать все «без шума и пыли».
Следует отметить, что «подвязки» чиновника, прежде всего, были связаны с нацкомпанией «Продкорпорация». Именно руками своих бывших подчиненных он убивал частника.
Мало того, что фермера унизили до того, что наняли работать управляющим на своих бывших землях, так еще из уважаемого человека чуть не сделали уголовного преступника. Нет, рейдерский захват не был похож на те слезы и сопли, что в обилии нам поставляет голубой экран. Обошлось без брутальных мужиков с пистолетами или захватывающих погонь. В Казахстане есть вполне «цивилизованные» методы по «восстановлению справедливости».
Как мы уже говорили, фермер наш - добропорядочный человек, истинный дока в деле выращивания хлеба. То есть по качеству полей уже не придерешься. Потому и землица эта стала однажды красной тряпкой перед глазами чиновника, что в ровные ухоженные поля не нужно было вкладывать ни тиынки.
Вы видели в передаче с Дроздовым, как хищник загоняет свою жертву в угол и наслаждается ее беспомощностью? Вот на того же загнанного зверька и был похож наш фермер в суровые дни травли.
«Какие только фокусы не выкидывали! Липовые суды, липовые сделки в десятки миллионов, финполиция возбуждает уголовные дела, какие-то дела в других областях, какие-то фирмы-однодневки, какие-то непонятные типы, находящиеся в розыске!», - говорит пострадавший от рейдерского захвата. Маховик был раскручен на полную мощность. «Если бы я не подписал требуемые бумаги, то оно и так бы все ушло в другие руки», - прибавляет фермер.
В час, когда фермер был доведен до отчаяния, люди в костюмах и чемоданчиком с видом победителей приехали к нему домой и протянули ручку с бумагой. Требуемые подписи разжали хватку спрута. Фермеру удалось реабилитироваться, но здоровье и поля были отняты навсегда.
Назло! Взять и отдать соседу! Чтобы не вашим, не нашим! Усмехается в ответ крестьянин: «Милые, да кто бы мне или другим позволил! Следили за каждым шагом, и каждый просчитывали, и упреждающе били, куда попадет: по рукам, по голове, по ногам». Чиновник набрал столько авторитета, что его стали бояться даже крестьяне с самой «непротекаемой» крышей. Это еще раз доказывает, что в руках Продкорпорации все козыри зернового рынка страны.
А чиновник имеющий влияние на ПКК становится божеством для крестьян? Он к тому времени и стал для них всемогущим. И все бывшие авторитеты меркли пред его сиятельным ликом, и все они были у него на посылках.
Всемогущая корпорация
Да, оказывается, спектр полномочий пресловутой Продкорпорации распространяется еще дальше обозримых нами даже не совсем честных уловок. Ведь нацкомпания в этой печальной истории сыграла ключевую роль. На ней была завязана вся схема рейдерского «нагиба». И проста она до безумия.
Фермер еще летом забил себе квоту - сдать в госрезерв ПКК 2000 тонн зерна. Как помним, цена прошлой осени для пшеницы в госрезерв была назначена 25 000. Итого фермер мог рассчитывать, путем нехитрой калькуляции на 50 миллионов тенге. Эта сумма вполне позволила бы закрыть все долги, расплатиться с рабочими, забот у человека, занимающегося агробизнесом, всегда в достатке. Поэтому и вел аграрий свое дело с твердой уверенностью, что государство ему компенсирует все затраты.
На ней-то и подловил крестьянина чиновник. Повязанный одной ниточкой с ПКК чиновник распорядился сделать все, чтобы объем этот фермер не выполнил. На бумагах все выглядело более чем гладко: фермеру выдана неслыханная по обстановке 2011 года преференция. Но доведенной квотой - айяяй! - фермер злостно пренебрегал. Один только этот факт был не хилым психологическим рычагом давления.
Горели кредиты, но в области все элеваторы для крестьянина были закрыты. И в отчаянии он был готов на любую цену. Коммерческая цена на наличном рынке, как помним, осенью была в пределах 13 тысяч. Фермер готов был потерять восемь тысяч на тонне, или 24 миллиона в общем объеме, но расплатиться с кредиторами, которые ни с того ни с сего, вдруг проявили удвоенное внимание заемщику, который до этого в срок погашал платежи. Но даже частный зернотрейд отказывался заключать договоры с фермером. Чуть заслышав его фамилию, скупщики отворачивались, приводили отговорки, и отказывались заключать сделки. Рынок области полностью заблокировал местный князек. В итоге на КамАЗах крестьянин зерно отправил за 700 км в Акмолинскую область, где как чуть не краденное сбыл первым попавшимся трейдерам за бесценок. По пять тысяч за тонну. Ни одного килограмма в Продкопорацию он так и не сдал.
Потери фермера при таком раскладе можно оценить в 40 миллионов тенге. Эта сумма стала тем самым тараном, которая разбила и без того хрупкий сельскохозяйственный бизнес. Выпутаться из долгов крестьянин не смог.
«Мне нужны были деньги, - говорит он, словно извиняясь перед хлебом, перед своими работниками за такую несправедливость. - Настал момент, когда мне просто нужно было включать мозги и думать о своем будущем. На карте было - либо эта земля, либо пожизненная долговая яма. А Продкорпорация что? Раньше я был у них в почете, когда заходил, чаем поили, но с определенного момента все изменилось. Я не знаю, как себя чувствовали люди, обвиненные сталинским режимом в измене Родине, но теперь, кажется, догадываюсь».
P. S. Несмотря на всю иносказательность, всю образность речи автора, хотелось бы сказать в конце, что все вышеупомянутые факты имели место быть в прошлом году в Северо-Казахстанской области. Герои статьи - не вымышленные персонажи, а реальные люди. Один попал под пресс чиновничьего аппарата, а второй, как клопа, раздавил уважаемого фермера. Нам очень хотелось бы, чтобы все это было похожим на страшилку, но, к сожалению, правда все - от начала до конца.
<hr/>
Балмуздак Пиязов
Газета «КазахЗерно.kz»
с автором можно связаться по адресу:
kazakhzerno.ans@gmail.com
Комментарии