Избиение Разума, или Расовые войны фантастов.
Избиение Разума, или
Расовые войны фантастов.
«Это была примитивная безвкусная пародия на человека. …Уничтожить, всех уничтожить! ….»
Гарри Гаррисон «Запад Эдема»
«Много я стран перевидел,
Твёрдо в одном разобрался,
Ждёт нас всеобщая гибель
Или всеобщее братство»
Евгений Евтушенко
ХХ век войдет в историю как век расизма и воинствующего национализма.
А как это проявляется в фантастических книгах?
Приходится констатировать, что они часто подливают масло в огонь конфликтов. Ни в будущем, ни в отдаленном прошлом, ни в космосе, ни на Земле, по мнению фантастов, мира нет. И большинство фантастических боевиков построено на борьбе «человекоподобных» со «звероподобными». «Герои» без устали сражаются с «разумными», но «чуждыми», «не нашими» существами.
Вот пример «советской фантастики».
Александр Казанцев. Роман «Фаэты». На планете Фаэтон (чья орбита пролегала давным-давно между Юпитером и Марсом) враждуют две ядерные сверхдержавы. В одной – всё решают деньги, причем вне зависимости от формы черепа их обладателя. В другой длиннолицые «высшие» присвоили себе всю полноту власти и заставляют работать круглоголовых париев вдвое больше себя, при этом эксплуатируя и трудящихся своей расы. В конце концов после ряда шпионских и любовных историй вспыхивает ядерная война. Фаэтон разваливается на куски, а его уцелевшие обитатели дружно осваивают Марс, а потом пытаются посеять разумное и доброе на Земле. Вывод автора однозначен – ненависть порождает лишь ненависть и она в конечном итоге не выгодна ни одной из сторон конфликта.
В бестселлере Гарри Гаррисона «Запад Эдема» вывод тот же, но причины войны иные: не экономическая конкуренция, а чисто биологические различия противостоящих сторон.
Согласно этому сюжету, 65 миллионов лет назад после падения на Землю гигантского метеорита рептилии-ящеры не вымерли, а постепенно в результате эволюции стали вполне разумными существами. У них весьма развитая цивилизация, благоустроенные города, весь теплый мир принадлежит им. Люди же бродят свободными полудикими племенами по холодной части нашей планеты.
При встрече, «как водится», расы возненавидели друг друга и начали войну.
И напрасно мудрая ящерица-ийлан Энги пытается остановить враждующих: «Пусть между нами, ийланами, и устозоу (людьми) будет мир.»
«Нет. Только ненависть и широкий океан. Мир будет, пока мы живем каждый на своей земле,» - отвечает ей вождь людского племени.
Город рептилий сожжен, а его обитатели поголовно истреблены.
«Любой ийлан, пришедший сюда, умрет… А мы – мы вернемся домой с миром»
То есть мораль однозначна – мир и любовь для своих, а для чужаков –смерть.
Возьмем бестселлер «Пробуждение каменного бога» Филиппа Фармера.
На Земле прошло ещё 20 миллионов лет. Её населяют множество более или менее человекоподобных рас – потомков кошек, собак, слонов, медведей и т.п., ненавидящие друг друга и самозабвенно сражающихся.
Лишь появление общего врага – Дерева, и вождя – пробудившегося от чудесного анабиоза человека, сплотило их, да и то, лишь до тех пор, пока тот не отлучился.
И сразу же вспыхнуло восстание покоренных слоноподобными человекоподобных…
А вот наш земляк Юрий Петухов, написавший много раз переизданный роман «Бойня».
XXII век. Уцелевшие в экологических катастрофах люди забавляются охотой на выродков - разумных монстров. Не выдержав, несколько самых отчаянных мутантов берутся ради мести за оружие. И слишком поздно мудрое Чудовище, стремясь предотвратить Бойню, жертвует собой. «Свидетелей последней схватки не было. Пожар долизывал их тела».
Эти три случайно подобранных произведения объединяет одно: по мнению авторов напрасно вмешиваются в драку отдельные мудрецы-гуманисты – расовая ненависть неистребима.
Возьмем еще одно творение Петухова - «Звездное проклятие». Любопытна фраза из послесловия: «… Резидент чудовищной цивилизации… продолжает оставаться среди нас на земле… Он обязательно напомнит о себе – и напоминание это будет страшным и кровавым, ибо Чуждый разум не может принести на землю Добро. Он несёт лишь смерть, насилие, зло.»
Здесь в основе ненависти не только расовые различия (хотя и этой причине автор уделяет много внимания), но и цивилизационная, «мозговая» несовместимость. Ведь неприятен не только внешний облик «чужака», но и его склад мышления, поступки, мотивации, одним словом - менталитет.
Это, кстати, есть и у Гаррисона, хотя он настроен более миролюбиво, считая, что «как аукнется, так и откликнется». Читайте, например, роман «Неукротимая планета».
По прочтению большинства современных фантастических и фэнтазийных произведений остаётся впечатление, что у них один основной сюжет: идет борьба двух рас - «Ихних» и «Наших», где «Наши» после многочисленных испытаний всё-таки побеждают.
Конечно, есть множество исключений.
Например, прекрасная повесть Джеймса Уайта «Мемориал».
Долго и безуспешно вели межзвездную войну земляне и похожие на медведей орлиане. Вспыхнувшее из-за случайного убийства, произошедшего потому, что внешний вид землян напугал медведеобразных, взаимоуничтожение удалось прекратить лишь благодаря случаю и мужеству, а также взаимному доверию.
И может быть, как и Уайта, вскоре все межнациональные и межрелигиозные войны закончатся «Мемориалом» в честь тех, кто сделал первый шаг к миру?
«Через двадцать лет уже никто не вспомнит о войне», пел когда то Андрей Макаревич.
Но эта перспектива для ближайшего будущего всё-таки фантастика.
Ведь и неравенство есть. И несправедливость. И клановость. И явная и тайная дискриминация. Да и много чего другого, что препятствует выполнению заветов, лежащих в основе всех мировых религий.
Вы скажите, что писатели лишь отражают существующий мир…
Но многие из них искренне считают взаимную ненависть рас и народов неизбежной, заложенной чуть ли не в генах. И эту свою веру они привносят в свои книги.
Ну что же. Бог им судья. А мы будем помнить слова Спасителя: «Нет ни эллина, ни иудея, а есть дети Божьи»
1993 год
Юрий Московский
(Московский Юрий Викторович)
Комментарии