Юбилей факультета
На модерации
Отложенный
Юбилей факультета – такое нечасто встретишь. Долго колебался, писать мне о нем или не стоит. В конце концов, я не специалист в концертной деятельности, а тут волей-неволей придется выступать с позиций критика. А потом все-таки решил написать. Почему? Как то обстановка к тому располагает.
Уехал на ноябрьские праздники в деревню подготовить дом к зимней консервации. Темнеет в ноябре рано. Семь вечера, а за окном хоть глаз коли. (Сами понимаете, об уличном освещении в деревне речи не идет). Брешут собаки в селе на противоположном берегу Дона. Их перебивают своими таинственными криками влюбленные черноглазые совы неясыти. От протопленной печки исходит приятное тепло. Ну как тут не взяться за перо (точнее за клавиатуру)? Может быть, я тем самым чуть облегчу жизнь этнографам будущего, которые вдруг ни с того, ни с сего заинтересуются студенческими концертами начала XXI века? Итак, раскрываю ноут-бук, сажусь к столу и приступаю.
Начать хочу с того, что интенсивная подготовка к юбилею началась как минимум за два месяца. А за две недели до праздника в деканате шла речь только о юбилее. По какому вопросу туда не зайди, разговор быстро смещался в сторону праздника. Шло распределение и перераспределение ролей (не всегда бесконфликтное), из-за репетиций было отменено несколько командировок.
За день до праздника меня вечером срочно вызвали на работу с требованием немедленно предоставить фотографии для стендов. В это время в коридорах на верхних этажах студенты рисовали декорации, в компьютерном классе срочно делались праздничные презентации, а у нас на кафедре молодая преподаватель с помощницами – студентками пятого курса обшивали цветной материей проволочные каркасы, долженствующие в дальнейшем изобразить бабочек, птичек, цветочки и т.д. и т.п. Все это должно было послужить украшением сцены.
И вот долгожданный день наступил! С самого утра в вестибюле перед актовым залом были выставлены столы, за которыми сидели студенты в фирменных свитерах с эмблемой факультета. Их функцией была регистрация приглашенных. Также были одеты студенты, расположившиеся у самого входа в главный корпус, а также студенты, выставленные на лестничных пролетах. Они должны были служить путеводными знаками для гостей.
Весь вестибюль был украшен стендами с различной тематикой. На них красовались надписи: «ЕГФ в школе», «ЕГФ в науке», «ЕГФ в буднях», «ЕГФ в праздники». Отдельный стенд был посвящен летним полевым практикам. Здесь же замечаю стенгазету, сделанную моими студентами по итогам последней практики в Бабке. На видном месте красуется карикатура на Вашего покорного слугу. Ладно, хоть похож и на том спасибо! В углу красуется экран, на котором прокручивают любительские фильмы о ЕГФ.
- Кирилл Викторович, Владимир Николаевич!!! – слышим восторженные крики. К нам подбегает оживленная стайка недавних выпускниц – Как мы рады, что Вы нас пригласили! Спасибо Вам большое! Можно с Вами сфотографироваться?
Наивные, разве мы сможем им отказать? Приходится терпеливо ждать, пока фотограф перекладывает фотоаппараты (их не менее десятка) из рук в руки. Наконец, церемония закончена, и мы проходим в зал.
Украшение зала заслуживает отдельного описания. Справа стоит стол, накрытый зеленым сукном, напротив которого стоит объемистый пластиковый сосуд-фильтр с надписью «Экологически чистая вода». На заднике в виде отрывного календаря вывешены несколько больших листов ватмана. На самом верхнем листе красуется надпись «Естгеофак. 1951 – 2011. Календарь»
В левой стороне сцены установлены несколько сучьев, облепленных сухими листьями. Они символизируют собой деревья в осеннем одеянии. На занавесе закреплены проволочные бабочки, птички, цветочки и т.п., в общем, все, что вчера до глубокой ночи (!) трудолюбиво конструировали у нас на кафедре студентки-пятикурсницы под началом нашей молодой коллеги.
Прямо перед сценой над аппаратурой колдуют операторы. Они, похоже, давно и хорошо усвоили абсолютную истину: аппаратуры, которая не подведет в самый ответственный момент, в природе не существует.
Зал уже почти наполнен. Даже приходится внести несколько рядов стульев, чтобы вместить всех желающих. Всюду слышны радостные возгласы, смех, визг. Это встречаются молодые выпускники, в которых ещё вовсю бродит ностальгия по alma mater.
Дружески здороваемся с коллегами, учителями из сельских школ, с которыми у нас установлены давние и плодотворные отношения (причем замечу для уже готовых поиронизировать, что никакие кавычки тут неприменимы).
Наконец, концерт начинается. На сцену выходят ведущие. Каждый держит в руках красную папку, в которую периодически подглядывает. «Могли бы и текст выучить!» - мелькает брюзгливая мысль.
Слово предоставляется декану факультета. После коротких слов приветствия декан дает команду: «Знамя естественно-географического факультета – внести!». Зал встает. В центральном проходе появляется колоритная фигура нашего заведующего кафедрой, держащего знамя в вытянутой руке. Бодрым солдатским шагом профессор с полным осознанием важности момента и с торжественной миной на лице следует на сцену, где и устанавливает флаг. Звучит гимн факультета!
Затем слово предоставляется ректору. В краткой приветственной речи он отмечает масштабность, с которой естественно-географический факультет отмечает свой юбилей, а также креативность сотрудников. В своей речи ректор также с одобрением отзывается о том, что «естгеофак не сидит на месте», а активно «распространяется» по области, сея «разумное, доброе, вечное…»
Следом на сцену пригласили ветеранов факультета (в общей сложности человек семь). Под аплодисменты зала и запущенное слайд-шоу им вручили подарки. Подарки представляли собой подушки из поролона, выпускаемые предприятием, замдиректора которого является химик – выпускник факультета.
Затем наступила очередь детей. Под аплодисменты зала на сцену вышли около полутора десятков детей преподавателей в возрасте от почти младенческого до подросткового.
Возглавляла их студентка третьего курса – дочь одного из наших преподавателей.
Не знаю, может я излишне категоричен, но детское искусство вызывает во мне скорее негативную реакцию. Точнее, не само искусство, а его, если можно так выразиться, эксплуатация. Бывало, придешь в гости, так тебе непременно подсунут какого-нибудь наглого карапуза, которого поставят на табуретку, и он будет заунывным голосом читать стихи. А я должен смотреть на него и восхищаться, когда на самом деле мне его убить хочется.
Нечто подобное я испытал и сейчас. Дети исполнили какую-то песенку, во время чего две девочки, одетые в гимнастические костюмчики, выполнили несколько сальто. Зал рукоплескал и умилялся. Во время исполнения номера случился небольшой казус.
Марина (дочь нашего преподавателя) во время исполнения припева вдруг схватила самого маленького участника выступления и поставила его на стол перед деканом. Малыш оказался в весьма неустойчивом положении. Зал замер! К счастью декан не растерялась и, встав со стула, ухватила малыша под мышки. На помощь поспешил один из операторов, придержав ребенка с другой стороны. Так что, можно сказать, отделались легким испугом. В заключение детского номера на сцену вышел пожилой преподаватель кафедры зоологии и вручил «будущим студентам естгеофака» сачки для ловли насекомых.
Наступила очередь основной т.н. «исторической» части концерта. На календаре был торжественно оторван верхний листок, и на всеобщее обозрение предстала картина, изображающая трактор, пашущий целину. Вновь замелькали кадры слайд-шоу. Декан проникновенным голосом перечислила события, произошедшие в жизни факультета в 50-е годы.
На сцену вышли студенты и несколько молодых преподавателей, одетые по моде тех лет. Душевно заиграла гармонь. Потом послышались звуки вальса. Актеры исполнили сценку, изображающую выпускников, направляющихся по комсомольским путевкам на целину. Завершающим номером в этой серии стало исполнение романса «Чюлита».
За 50-ми годами последовали 60-е. Был сорван очередной листок календаря, и зрителям был представлен плакат с изображением устремляющейся в космос ракеты и портретом Гагарина. На сцене появилась группа студентов в туристическом одеянии и вооруженные рюкзаками, гитарами, котелками и прочей туристической атрибутикой. Одновременно на сцене появились двое молодых сотрудников в одежде «стиляг» 60-х. Загремели звуки рок-н-ролла. Не знаю, как другие, а я испытал зуд в ногах. Хотелось выскочить на сцену и присоединиться к танцующим. Композиция 60-х годов завершилась блестящим соло на саксофоне. Сидящий со мной рядом профессор аж прослезился, явно вспомнив молодость.
Наступила очередь 70-х годов. На календаре появился хоккеист в форме сборной СССР и локомотив, символизирующий работу студенческих отрядов. На сцене появились студенты в рабочей одежде, ползущие (именно так!) по картофельному полю. Здесь пришел черед прослезиться мне. Уж больно рельефно была сыграна сцена работы в колхозе, ставшей одним из символов нашей студенческой молодости. Зазвучала мелодия «Листья желтые…»
Следующим номером, олицетворяющим 70-е, стала кадриль в исполнении профессора кафедры экологического образования и молодой сотрудницы (по совместительству замдекана) кафедры химии. Зал взвыл от восторга!
Наступила очередь 80-х годов. На заднике появился плакат с олимпийским мишкой. Разыгранная следом сценка изображала въезд студентов в новое общежитие, построенное как раз в те годы. На сцене появились студенты, несущие с собой матрасы, кровати, чемоданы, чайники и т.д. Зазвучали звуки твиста. Честно говоря, я усомнился в правомочности выбора твиста, как символа 80-х. Ведь он появился и стал популярным значительно раньше.
90-е годы… На заднике появились цвета российского «триколора». Выпускников 90-х в зале, похоже, было больше всего, так как появление данной надписи было воспринято с наибольшим энтузиазмом. Особый ажиотаж вызвала сценка, изображающая студентов, пишущих шпаргалки. Избито, но довольно выразительно… Затем была разыграна сценка «Фрося», вызвавшая в зале новый приступ ностальгии. Кульминацией композиции, посвященной 90-м годам, стала «Ламбада» в исполнении студенток второго курса. Мне почему-то вспомнилась фраза Берии, отбирающего номера для кремлевского концерта: «Там юбки соблазнительно взлетают и голые ляжки видны».
Когда дошла очередь до 2000-х годов, на заднике появилось изображение земного шара, на фоне которого были вырисованы дубовый лист с желудями, бабочка и химическая реторта. Данные предметы должны были символизировать четыре отделения факультета.
Затем на сцене появилась группа студентов, вынесших плакаты с названиями сел, в которых факультет активно работает. Композицию продолжил народный танец. Завершением композиции стали песни в исполнении выпускницы, учительницы в Панинском районе и студентки-первокурсницы.
Итак, финал! На сцену вышли все участники концерта, вновь зазвучал гимн факультета. Зал встал! К единственным недостаткам концерта могу отнести лишь его продолжительность (около трех с половиной часов).
Выходим из зала. Замечаю, что на моем мобильном телефоне отмечено несколько пропущенных звонков (звук я на время концерта выключал). Звоню в ответ и тут же слышу: «Кирилл Викторович, где же Вы? Мы уже собрались на кафедре!» Звонила одна из выпускниц, у которых я был куратором.
Поднимаемся на кафедру. Нас уже встречают. Вновь слышны радостные приветствия, смех, шутки. Решаем сфотографироваться с выпускниками разных лет прямо в коридоре перед кафедрой. Тем временем на кафедре студенты уже хлопочут возле праздничного стола.
Дальнейшее описывать, думаю, нет смысла… Могу лишь сказать, что мне давно не приходилось бывать в такой дружественной и располагающей обстановке…
Комментарии