1985-1991 годы. Конец социализма.
На модерации
Отложенный
Страна ждала обновления и искренне связывала его с приходом молодого коммунистического лидера М.С. Горбачева, провозгласившего «перестройку» и «новое мышление». «В действительности перестройка выдавала усилия номенклатуры довести до совершенства систему бюрократического рынка, …легализовать стихийно сложившиеся внутри системы отношения собственности, построить (или вывести из тени на поверхность) здание номенклатурно-бюрократического государственного капитализма».( Егор Гайдар. «Государство и эволюция».)
С начала 1987 года резко изменился тон ведущих общественно-политических изданий, приобретя отчетливую антисоветскую окраску.
«Прорабы перестройки» используя идеологические структуры КПСС, с успехом манипулировали сознанием населения страны, усиленно ломали культурное ядро советского общества, и «обещая социализм с человеческим лицом». С Кара-Мурза в книге « Манипуляция сознанием» пишет: «Мы помним, какое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина КПСС в ходе перестройки, прежде чем в сознании "совка" было окончательно сломано культурное ядро советского общества и установлена, хотя бы на короткий срок, гегемония "приватизаторов"».
Самыми популярными лозунгами того времени были лозунги за свободу и за рынок. И все без исключения видели для себя результатом реформ устроенный быт и роскошные магазины. Но, как впоследствии оказалось, надежды масс и реальный исход не совпали.
А в это время, социалистическая номенклатура лихорадочно превращала государственную собственность в свою частную собственность, преобразуя себя в капиталистическую элиту.
Первым шагом, позволившим легализовать теневые капиталы, и заявить себя бизнесменом, стало принятие в СССР 19 ноября 1986 года закона «Об индивидуальной трудовой деятельности». Официально, закон был призван поставить под контроль государственных органов уже реально существующий «подпольный» частный бизнес.
Но началом разрушения советской экономики стало изданное 5 февраля 1987 года Советом Министров СССР постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления».
К началу преобразования теневой экономики в крупный бизнес времен перестройки в Советском Союзе были две совершенно разные национальные валюты: наличный и безналичный рубли. Это объясняется тем, что заработная плата практически всех категорий населения, покрывалась, товарами, предназначенными для продажи через централизованную торговлю. И в идеале, чтобы цены не росли, выплачивать в качестве зарплаты нужно было ровно столько денег, на какую сумму производилось «товаров народного потребления».
Для тех товаров, которыми между собой обменивались предприятия, служили безналичные рубли, которых было много больше. Поэтому, свободного обмена одних рублей на другие не существовало. «Типично ложным именем были названы созданные в 1987 году особые организации, начавшие разрушение финансовой системы и потребительского рынка. Они были названы "кооперативами". Слово успокаивало советских людей, но на самом деле это были типичные частные предприятия, в основном на теневом капитале или на украденных администрацией государственных средствах". (С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»)
При этом, эти предприятия получали право часть безналичной прибыли перечислять в фонд материального поощрения и обналичивать.
Часто кооперативы создавались при государственных предприятиях. Как правило, или руководителями предприятия, или его друзьями и ближайшими родственниками. Как пишет Т. Гайдар, « только в своём кругу и для своих».
Например, будущий олигарх Смоленский, в то время управляющий строительно-монтажным управлением Москвы, создает при нём свой строительно–монтажный кооператив Москва 3.
Не менее известный «олигарх» Гусинский, главный режиссер культурной программы для иностранных участников Игр доброй воли, вместе с другим будущим миллиардером Борисом Хаитом, работавшим заместителем директора научно-исследовательском рентгено-радиологического института создают кооператив «Металл».
Лица, приближенные к руководству предприятий, за месячную зарплату покупали "Жигули", а простые граждане несли пачки денег в сберкассы - больше девать было некуда.
Безналичная прибыль никогда не обеспечивалась потребительскими товарами, и безналичные деньги, хлынув на товарный рынок, катастрофически раздули денежную массу. Этим в кратчайший срок была развалена материальная сбалансированность хозяйства. Товарный дефицит многократно усилился. Предприятия, столкнувшиеся с нехваткой необходимой продукции, приходили за ней на частный рынок, и цены на нем подскакивали, стимулируя перемещение в частный сектор всё новых и новых ресурсов.
Партийная элита создавала свои хозрасчетные предприятия, действующие аналогичным образом. Например, будущий олигарх Ходорковский в то время заместитель секретаря Фрунзенского районного комитета ВЛКСМ, 1987 становится одновременно - директором Центра научно-технического творчества молодежи - Фонд молодежной инициативы.
Следующим шагом, облегчавшим легализацию капитала, и разрушающим финансовую систему СССР, стало, принятое 13 января 1987 г., постановление СМ СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». Этим постановлением объявлялась относительная свобода внешнеэкономической деятельности, и изъятые из госпредприятий через кооперативы ресурсы направились на экспорт чтобы ввести - ширпотреб, которого не хватало из-за разбалансированности денежного обращения безналичными рублями.
Вот что сообщала пресса о событиях тех дней:
"Известия" Статья " О ценах, деньгах, и социальной справедливости":
- " Цены на государственную продукцию у нас, как правило, ниже рыночных. Но это вовсе не означает, что она нам дешево обходится.
Никто при этом не знает, сколько наиболее качественных и дешевых вещей именно по причине качества не доходит до прилавка, уплывает неизвестно куда. И сколько криминальных миллионов делается на этих дефицитах".
"АиФ" - "Где же ситец и парча?" -
- "После 1985г. начался доселе невиданный экспортный бум: поставки тканей за рубеж выросли более. чем в 3 раза. Хлопчатобумажных - почти в 4 раза, Льняных - в 7 раз.
Внешняя торговля стала превращаться в дестабилизирующий фактор внутреннего рынка текстиля".
Статья «Как создавались пустые полки»
«Частный вывоз намного превосходил государственный!
В 1987 году частыми лицами за рубеж было вывезено 500 000 цветных телевизоров, 200 000 стиральных машин.
1 января 1988 года в СССР вступил в силу ряд законов об экономических реформах, провозгласивших начало экономического этапа перестройки.
В том числе начали создаваться товарно-сырьевые биржы, которые консолидировали маленькие товарные партии, которые вытаскивали из государственного сектора кооперативы, в большие товарные партии, чтобы было удобнее выкидывать их на экспорт.
Разрешение на торговлю большими партиями товара, естественно давались выборочно, « только в своём кругу и для своих». Один из наиболее известных миллионеров того времени Артём Тарасов, сколотивший состояние на торговле сырьем и импорте компьютеров, совместно с Германом Стерлиговым, племянником генерал-майора КГБ Александра Стерлигова, основал товарно-сырьевую биржу "Алиса".
«Алиса » продавала стратегическое сырьё, которое Советский Союз держал про запас на случай ядерной войны . Хотя реальным боссом «Алисы» был Тарасов, первым лицом представлялся Стерлигов. Он хвастался что «его богатство не возможно сосчитать», утверждал, что приобрел тысячи тонн стратегических металлов, 30000 тысяч гектаров земли в центре России, служебные площади в разных городах страны, ценную коллекцию живописи, включая картины Кандинского, Малевича и Шагала».
Другим известным миллионером того времени был основатель Российской товарно–сырьевой биржи Константин Боровой, сын заведующей особым отделом Железнодорожного райкома партии Елены Константиновны Боровой.
Именно в эти годы начался массовый экспорт цветных металлов за границу, который внутри страны собирали пункты сбора якобы «металлома». На металлом пошли и станки остановившихся в результате кризиса неплатежей заводов и фабрик, рельсы железных дорог, крышки канализационных люков и все, что только «плохо лежит».
11 января1990 г. в Новороссийске задержана партия танков, которую кооператив «АНТ» пытался вывезти за рубеж.
С января 1988 года, как последствие такой «политики», начинается экономический кризис, падение темпов экономического роста, введение ограничений на вывоз товаров из регионов и начало системы распределения продовольственных товаров по талонам. Но ускоренный переход к капитализму продолжается ударными темпами.
4 ноября 1988 года, с открытием первого инновационного коммерческого банка, началось реформирование финансовой системы СССР. 11 ноября основан Инкомбанк,
6 декабря — основан коммерческий банк «Автобанк» (предшественник нынешней финансовой корпорации «Уралсиб»).
Это реформирование бывший председатель правления Промстройбанка СССР Михаила Зотов назвал «Большим разбоем».По его свидетельству до осени 1988года активы одного Госбанка с филиалами превышали совокупные активы таких монстров как Банк оф Америка, Сити Банк, Чейз Манхэттен Банк (США), Дойче Банк (Германия), Креди Лионе (Франция), Дайите Канге банк (Япония) и Барклайз Банк (Англия).
То есть Госбанк был крупнейшим в мире. А еще действовали Стройбанк и Внешэкономбанк СССР, с активами чуть меньше, чем у Госбанка. Рабочий капитал нашей страны составлял тогда свыше 2,5 триллиона долларов. «Считаю, что разворовано и вывезено, около полутора триллионов долларов». (Полторанин. Царь Борис. Власть в тротиловом эквиваленте).
Кто-то входил в финансовый бизнес со своими накоплениями, но многие использовали присвоенный народный капитал. Все крупные состояния России, включая «Семибанкирщину», обозначились в это время.
Вчерашний комсомольский функционер Ходорковский, имевший покровителей в Кремле, получил в подарок активы государственного Жилсоцбанка и создал свой коммерческий банк «Менатеп». Смоленский возглавил банк «Столичный», Гусинский стал президентом «Мост-банка», Михаил Фридман стал председателем совета директоров «Альфа-банка. Потанин возглавил «Онексин-банк».
Но создание новых капиталов на искусственной разнице стоимости товаров в СССР и за рубежом продолжалось
Производство мяса в 1991г. составляло 11.7 % от мирового уровня а потребление было на 668 тыс.тонн меньше его производства.
Так как многие тонны масла и мяса, предназначенные для торговли, уходили прямо со складов, минуя магазины - и вывозились за пределы СССР - контейнерами по морю, поездами и автотранспортом по суше, самолетами - по воздуху.
Правительство СССР в попытках стабилизовать ситуацию с финансами пошло на конфискационную денежную реформу обосновывая её борьбой со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией. Но, на практике, главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства, и резкое снижение уровня жизни в связи с установлением увеличенных в три раза розничных цен.
В 1990 году начинается вывод войск СССР из бывших социалистических стран. На торговле военным имуществом делают свои капиталы как нечистые на руку генералы, так и политические авантюристы типа Якубовского
(Злоупотребления и хищения при реализации имущества ВС до настоящего времени должного исследования так и не получили).
Но не все наши миллиардеры прошли через первые кооперативы, малые предприятия и центры НТТМ. У некоторых путь был проще.
Владимир Потанин выпускник ВГИМО, сын дипломата из Министерства внешне экономических связей, по протекции зам министра МВЭС возглавляет внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос»
Михаил Прохоров сын начальника управления международных связей сразу после окончания факультете международных отношений МФИ назначается начальником управления МБЭС и вскоре становится председателем правления банка «Международная финансовая компания» и председателем правления ОНЭКСИМ банка.
Валерий Окулов, зять Ельцина возглавляет крупнейшую авиакомпанию, своего рода монополиста на российском рынке авиаперевозок с годовой выручкой, превышающей $2 млрд
Но всё же большинство, из накопивших солидные капиталы, к 1991 году еще не были долларовыми миллиардерами. Ибо настоящий «пир победителей» началась после развала Советского Союза в августе 1991 года, когда начался процесс перевода государственного имущества Российской Федерации под контроль частных лиц, который сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности.
Продолжение смотри http://proza.ru/2011/01/19/1494
Комментарии