Причины гибели Великого метафизического проекта, «Построение коммунизма в одной стране»

На модерации Отложенный

 

              

В преддверии очередной годовщины «августовского путча», с которого принято отсчитывать начало новой эры в жизни нашего государства, хотелось бы заглянуть в прошлое и проанализировать, как жило и умерло Великое государство.

Прошел уже двадцать один год с момента развала СССР, но  для многих свидетелей этой глобальной геополитической катастрофы причины случившегося остаются загадкой. Даже если не рассматривать теории заговора, и влияние «мировой закулисы», то причин, способствующих краху системы, можно назвать много.

 

Очевидной, лежащей на поверхности причиной был товарный дефицит. Из 1700 проверенных потребительских товаров в начале 70-х свободно можно было купить в магазинах лишь несколько десятков.

Монополизация советской экономики достигла чудовищных степеней. Около 80% наименований продукции производились на одном - двух предприятиях.

 

Потери в сельском хозяйстве составляли в СССР около 25% уже убранного урожая. Урожайность сохранялась практически на дореволюционном уровне. С 1963 года, СССР становится крупнейшим импортером зерна. И это - несмотря на распашку целины, которая несколько отсрочила продовольственный кризис, дамокловым мечом висевший над страной.

 

Низкая эффективность и высокая энергосырьевая емкость промышленности, в которой доля физического труда превышала аналогичную долю в развитых странах в 10 раз. Скрытая безработица в СССР, по оценкам специалистов, достигала 30%.

Бичом народного хозяйства стали приписки, особенно в строительстве, работах по ремонту инфраструктуры, в сельском хозяйстве и государственной статистике, вынужденной представлять ситуацию в приукрашенном свете и пользовавшейся, к тому же, искаженными данными.

 

 

Но, по-видимому, прав Е.Гайдар, когда называет, как главную причину краха «… внутреннее разложение, идущее сверху, социальное и психологическое перерождение элиты, а как следствие этого – политическое и экономическое перерождение системы» (Л1. Егор Гайдар. «Государство и эволюция».).

 

Теоретик «христианского социализма», Ф.Кавелин, писал:

«Основное НРАВСТВЕННОЕ различие между капитализмом и социализмом как раз в том и состоит, что капиталистический способ производства ЭКОНОМИЧЕСКИ нуждается в грехе (алчности предпринимателей и развращенности потребителей), а социалистический способ производства ЭКОНОМИЧЕСКИ нуждается в добродетели (честность, бескорыстие, справедливость)».

 

Это значит, что социализм будет устойчив и успешен, только когда граждане, в массовом масштабе, будут справедливыми, бескорыстными и честными. Большевики, поставившие грандиозную метафизическую цель, построить коммунизм в отдельно взятой стране, осознавали, что далеко не все люди таковы.

 

В этих условиях нужно было или отказаться от социалистического пути, сославшись на неготовность народа к социализму, или начать строительство метафизического проекта,

опираясь на революционное насилие, и рассчитывая на возможность, в будущем, привить населению необходимые нравственные качества .

 

Во главе этого строительства должна стоять Компартия подвижников, свято верящих в достижимость поставленной цели. «Как, своего рода, орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность".   (Л2. И. Сталин. «О политической стратегии и тактике русских коммунистов»)

 

Отсюда, одной из важнейших задач по реализации метафизического проекта стало воспитание добродетельного человека. Вот почему идеологическая работа, наряду с созданием материальной базы нового общества, провозглашались важнейшими направлениями государственной политики. На этом пути «орден меченосцев» должен был быть примером одухотворённости идеей построения проекта.

                                          

В начале намеченного пути по построению коммунизма в новой России «орден меченосцев», «кочевники революции» успешно выполняют взятую на себя миссию.

Коммунисты побеждают в гражданской войне, и, тактически маневрируя, добиваются одной из главных целей проекта, уничтожение частной собственности.

 

Однако, уже почти сразу после победы в Гражданской войне, один из лидеров большевиков Л.Д.Троцкий констатировал:

     "Когда же напряжение отошло, и кочевники революции перешли к оседлому образу жизни в них пробудились, ожили и развернулись обывательские черты, симпатии и вкусы самодовольных чиновников. Шло освобождение мещанина в большевике".

 

Чтобы противодействовать этому освобождению, мешающему достижению великой метафизической цели, построение коммунизма в отдельно взятой стране, личная собственность на предметы потребления для членов «ордена меченосцев» жестоко регламентировалась партмаксимумом. Например,

в середине 20-х годов главный инженер Черембасстреста получал 400 руб. в месяц, остальной инженерно-технический персонал до 300 руб.

 

Управляющий же этого треста получал партмаксимум в 144 руб. В «Ураласбесте» главный инженер получал 800 руб., а управляющий трестом партмаксимум в 192 руб. Как свидетельствуют документы, генеральный секретарь партии И. Сталин до 1935 года зарабатывал лишь 225 рублей в месяц и платил с них партийные взносы в размере 6 рублей 75 копеек.

 

Опорой на убеждение и принуждение поддерживается высокий метафизический дух номенклатуры, этого «ордена меченосцев» Советского государства. «поддерживается верой в сакральную идеологию, отрицающую частную собственность, и страхом нарушить догматы этой веры».( Егор Гайдар. «Государство и эволюция».)

К середине 30 годов 20 века стало ясно, что метафизической веры и страха, для тонкого регулирования эффективности общественного производства, оказывается недостаточно.

 

Ссылаясь, что существование личной собственности не противоречит идеологическим постулатам социализма, был отменен "партмаксимум", и разрыв в уровне жизни между номенклатурой и "простыми людьми" начал увеличиваться. То есть, при иерархическом контроле над номенклатурой, широко применялся и кнут репрессий, объясняемых "усилением классовой борьбы", и пряник привилегий.

 

По имеющимся данным, в 1937 году директор завода получал 2000 руб. в месяц, управленцы меньшего уровня – 500-800 рублей, квалифицированный рабочий - 200-300 руб. Если из средней зарплаты рабочих вычесть зарплату рабочей аристократии - стахановцев, то зарплата управляющих и рабочих соотносилась как 5:1. Хотя, конечно, это соотношение во много раз меньше, чем в нынешней постсоветской России.

 

Помимо официальной базовой зарплаты (оклада), существовали многочисленные доплаты. Высокопоставленные чиновники ежемесячно в тайне от общественности получали в запечатанных пакетах дополнительные суммы. Размер этих сумм колебался в пределах 50-100% от официальной зарплаты.

 

Но на фоне увеличивающегося расслоения, дела по воспитанию «добродетельного человека» продвигаются всё хуже.

В романе М.Булгакова «мастер и Маргарита» Воланд задает себе вопрос: "Изменились ли эти горожане внутренне?". И отвечает сам на него: "Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было ».

 

Однако, используя монолит государственной собственности, и выстроенную номенклатурно-государственную структуру, достигается победа в Великой Отечественной войне. Быстрыми темпами восстанавливается, разрушенное войной, народное хозяйство.

 

Как произошла окончательная ревизия и гибель метафизического проекта по построению общества справедливости, будет изложено в следующей статье.