В середине лета он стал чиновником и теперь от лица государства будет защищать права предпринимателей. Полномочия бизнес-омбудсмена пропишут в отдельном законе до конца года. Тогда Титов получит реальную возможность влиять и на самих предпринимателей, и на тех, кто их кошмарит. А пока владелец знаменитого завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо» формирует свою команду и разрабатывает поправки в Уголовный кодекс. О том, как теперь будут защищать угнетенный бизнес-класс, Борис Титов рассказал в интервью «КП».
НЕТ ПОТЕРПЕВШИХ - НЕТ ДЕЛА
- Неужели у нас все так плохо в стране, что бизнесменам потребовался защитник их интересов?
- Лучше всего это объяснить на цифрах. У нас в стране 7,5 млн. предпринимателей. И каждый третий из них, по нашим данным, успел побывать под следствием. У нас огромная проблема с силовым давлением на бизнес. У предпринимателей отбирают собственность. А для развития экономики нужен правильный бизнес-климат. Чтобы быть предпринимателем в нашей стране было и выгодно, и безопасно. Пока бизнесменов сажают, чтобы отобрать их дело, ничего не получится.
- Мы часто слышим, что бизнес кошмарят. Как это обычно происходит?
- Вариантов много. Но самый распространенный - обвинение в мошенничестве. Такое впечатление, что у нас мошенничеством становится просто получение прибыли. Бывают анекдотичные случаи, когда в судебном решении написано: «Предприниматель с целью личной наживы получал прибыль от продажи товаров». Например, в Ульяновске один предприниматель деревянные дома делал много лет. Во время прошлогодних пожаров у него сгорел лес. И он не выполнил часть обязательств перед клиентами. Тут же находится полицейский, который пишет заявление, что тот совершил мошенничество. Якобы предприниматель заранее решил обмануть клиентов, а строить дома и не собирался. Человека берут под стражу. Теперь ему грозит десять лет тюрьмы. Лишь за то, что какой-то лейтенант хотел взятку получить.
- А сами «обманутые» клиенты подавали заявления?
- В том-то и дело, что нет. В прошлом году из 28 тысяч осужденных бизнесменов 26,5 тысячи были привлечены к уголовной ответственности даже без заявлений потерпевших. По инициативе правоохранительных органов. Поэтому одна из наших главных инициатив - внести поправки в Уголовный кодекс, чтобы нельзя было возбуждать дело без заявлений потерпевших.
- Силовики - сложный противник. Как будете бороться?
- Сейчас создаем рабочие группы с прокуратурой и МВД. Надеемся, что договоримся о совместной работе со Следственным комитетом. Эти ведомства охотно идут на контакт. По одному из дел, которое мы рассмотрели в центре «Бизнес против коррупции» при «Деловой России», в Костроме сняли с должности высокого начальника местной ФСБ. Мы предлагаем изменить порядок ведения оперативно-розыскной деятельности. Сейчас обыск и выемку документов можно провести с разрешения начальника подразделения. А сотрудники полиции могут изымать оригиналы документов и жесткие диски компьютеров на месяц. В итоге полностью блокируется работа компаний. Эту практику надо изменить.
- Так если для силовиков это способ наживы, неужели они пойдут вам навстречу?
- Помогают нам те силовики, которые заинтересованы в том, чтобы их ведомство работало честно, открыто и прозрачно. Коррупционеры должны быть поставлены в такую ситуацию, чтобы им пришлось отказаться от своих планов, иначе им будет грозить реальное наказание: не просто увольнение, а серьезный штраф, исправительные работы или реальный срок.
 |
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН |
|
«МЫ УЖЕ ПРИНЯЛИ ДОКУМЕНТЫ ОТ ХОДОРКОВСКОГО»
- Не все предприниматели ведут бизнес по-честному.
Кто-то действительно мошенник и должен сидеть за решеткой...
- Естественно. Мы в каждом конкретном случае досконально разбираемся. И выступаем в защиту лишь в том случае, если на 100% будем уверены, что предприниматель прав. Примерно за год мы рассмотрели около 180 обращений бизнесменов. И лишь по 30 из них принято решение продолжать работу: одни просто не входят в нашу сферу ответственности, а в остальных истории из серии «вор у вора дубинку украл». Конечно, для нас ценны все предприниматели. Но эффективно защищать мы можем лишь тех, права которых действительно нарушены.
- Кстати, к вам за помощью даже Ходорковский обратился. Ему тоже поможете?
- Все предприниматели, которые считают, что их права нарушены, проходят через стандартную экспертизу. Только после этого я могу им помочь. Мы приняли документы от Ходорковского и будем их рассматривать.
- Дмитрий Медведев объявлял амнистию для предпринимателей, находящихся под следствием по экономическим статьям. Это подействовало?
- Частично эти меры сработали. Сейчас по закону предпринимателей нельзя брать под стражу во время следствия. Арестов стало на 30% меньше. Но оборотни в погонах находят лазейки: используют статью «мошенничество» или доказывают, что те или иные действия
не являются предпринимательством. То есть изворачиваются как могут. Поэтому сегодня задача, чтобы эти законодательные меры заработали.
- Не будет ли у вас конфликта интересов? Получается, вы будете защищать предпринимателей от государства, являясь при этом госслужащим…
- У нас общая цель - защитить честный бизнес. Для этого президент дает нам государственные полномочия, а мы будем их использовать и работать в интересах предпринимателей. Здесь не конфликт интересов, а полное их совпадение.
ОМБУДСМЕНЫ ПОЯВЯТСЯ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
- У вас будет большой аппарат помощников?
- В московский офис наберем 35 человек. Сотни людей будут работать на общественных началах. Мы хотим создать не просто аппарат омбудсмена, а систему по защите прав предпринимателей в России. В каждом регионе штат юристов и экономистов станет работать с запросами бизнесменов.
- То есть любой предприниматель, который столкнулся с коррупцией и рейдерством, может получить поддержку?
- Это будет своего рода приемная. Бизнесмены смогут получить консультации по многим вопросам: налоги, таможня, лицензирование, строительство, иностранные инвестиции, малый бизнес и т. д.
- У вас успешный бизнес. Зачем вам эта общественная деятельность?
- Интересно заниматься разными задачами, добиваться успеха. В бизнесе результат - это капитализация и деньги. А здесь другие задачи. Когда удается освободить незаконно осужденных предпринимателей, то это реально приносит удовлетворение. Мы за год уже шестерых освободили. Многие считают, что я зря принял предложение стать омбудсменом. Я так не считаю. Проблемы можно решать, просто этим никто не занимается. В силовых органах снизу часто есть жадность и желание заработать, сверху - пассивность и нежелание рисковать, вмешиваясь в эти проблемы. Получается, никто не защищает предпринимателей. Мы эту проблему решим.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции»
Телефон «горячей линии»: +7(495) 623-01-81.
Сайт в Интернете - www.nocorruption.biz
E-mail - bpk@ingener.ru
Комментарии
Ему, радимому, отрубили голову в 17-м, а с 91-го
пытаются оживить..
_____________________
Возникает вопрос. Если освободили шестерых НЕЗАКОННО осужденных, то кто понёс ответственность за эти незаконные осуждения? Если бы этих шестерых просто оклеветали , то на клеветников есть статья в законе. А посадить незаконно в тюрьму, оказывается, - проходит безнаказанно, это просто шалость ментав и судей. Вот когда в стране появится ответственность судей за неправомерное решение, когда начнут их сажать на те же сроки, может, и поугомонятся тогда некоторые "неприкасаемые".
Биография
Родился в 1960 г. в Москве.
В 1982 г. окончил МГИМО при МИД СССР.
В 1983–1989 гг. – специалист по поставке технических масел, нефти и нефтехимии в Южную Америку и Азию в «Союзнефтеэкспорте»
1989 начальник департамента химии советско-голландского СП «Юралс»
1991 управляющий директор компании Solvalub Limited и группы Solvalub
1996 президент ОАО «Интерхимпром»
2000 ЧЛЕН БЮРО ПРАВЛЕНИЯ РСПП
2001 президент АХК «Азот»
2003 сопредседатель «Деловой России»
2004 председатель «Деловой России»
2008 один из сопредседателей либеральной партии «Правое дело»