Литературовед Вячеслав Иванов рассказал о своем друге Сергее Капице

   © 2012 Российская академия наук   15.08.2012
   Сергей Капица первым в нашей стране понял роль телевидения для пропаганды науки и отверждения псевдонауки
   На 85-м году жизни скончался Сергей Петрович Капица — физик, главный популяризатор науки в стране, бессменный ведущий телепередачи «Очевидное — невероятное», представитель династии потомственных русских учёных. О его исследовательских интересах, общественной роли и совместных физических экспериментах в гараже с великим отцом рассказал его друг — выдающийся лингвист, историк культуры и литературовед Вячеслав Иванов.


   Наука ради интереса


Об отце
   — Важнейший этап его биографии, повлиявший на всю его жизнь, связана с его отцом. Сергей довольно рано начал научную деятельность, написал серьезную кандидатскую. Но он прекратил свою работу по этой теме после того, как его отец — Петр Леонидович — лишился возможности работать в конце сталинской эпохи. Единственное, что мог делать его отец тогда, — это проводить физические эксперименты в гараже своей дачи. И, конечно же, нужен был помощник. Сергей стал ему помогать в этой работе. Это помешало официальной научной карьере Сергея, его многие тогдашние академики воспринимали как «сына своего отца», не более.
   Сергей многое взял от отца. Я помню, Капицы жили на даче на Николиной горе, и мы праздновали Новый год. Петр Леонидович тогда произнес тост и сказал, что его очень волнует, как молодые выдержат те тяжелые испытания, которые выпали стране, не потеряют веру и не станут циниками. Я думаю, Капица-старший преуспел в воспитании детей. Сергей не был циничным человеком и мог пожертвовать многим.


   О физике и лирике
  
— Показателен интерес Сергея к другим наукам и широта его взглядов. Например, он сделал интереснейшее исследование о том, как выдающиеся ученые со всего мира кратко формулируют свои объемные сложнейшие работы. Такая «наука о науке».
   В последнее десятилетие своей жизни он стал заниматься демографией, изучал историю заселения земного шара с самой ранней истории «человека разумного». Он, возможно первым, решил подойти к анализу этого процесса через математическую физику.

Много выступал с лекциями и докладами. И мы с ним много обсуждали эту тему, тем более, что и гуманитарные науки, и литература были ему очень интересны.
   Сергей был членом Манчестерского литературного и философского общества и Римского клуба. К результатам работы последнего он относился, бывало, скептически. Римский клуб предполагал очень резкий рост популяции человечества в новом веке и соответствующие проблемы, а Сергей выступал с более оптимистичным прогнозом и оказался прав. Он был оптимистом.


   О науке и квазинауке
  
Сергей одним из первых в мире, и уж точно первым в нашей стране понял колоссальную роль телевидения для пропаганды науки и отверждения псевдонауки. В этом он был очень строг. Мы были друзьями, и я не раз выступал в его передаче «Очевидное-невероятное». Мы с ним много работали над тем, чтобы квазинаучная терминология не захватывала науку и общество. Мне, как лингвисту, было важно его мнение.


   О покушении
  
— В конце 80-х на него было совершено покушение (злоумышленник проник в учебный корпус МФТИ, где Капица читал лекции, и во время перерыва в лекции попытался убить его ударом топора, а по некоторым свидетельствам — ледоруба — «МН»). Его яркая общественная деятельность и его гуманистическая сущность многих раздражала. Стали проявляться те черты неприятной междоусобицы, которая потом захватила страну. Он тогда сумел преодолеть это, а потом даже относился к этому с юмором.


   «Заменить его будет трудно»
  
— Его уход – это колоссальная проблема для страны. Уходит поколение талантливейших, энциклопедически образованных людей. Заменить его будет трудно, сейчас ученые более узкоспециализированы. А Сергею в его популяризаторской работе как раз помогало, что он занимался двумя отчасти полярными науками.
   Как-то мы вместе с нашими итальянскими друзьями и коллегами решили провести большую встречу ученых, писателей и людей искусства двух стран, чтобы обсудить проблемы терпимости, толерантности и веротерпимости. Сергей тогда все организовал, вместе с Виктором Черномырдиным и немногими другими.
   Сергей обладал завидным чувством юмора, никогда не унывал и был хорошим спортсменом и путешественником. Меня всегда удивляла его эдакая авантюрная «складка».