Должна ли церковь каяться, или зачем Господь попустил Pussy Riot?

На модерации Отложенный

По мнению эксперта Игоря Гундарова, их стоит простить

Хулиганская выходка панк-группы Pussy Riot вызвала справедливое возмущение верующих и неверующих. Несомненно, виновницы должны понести заслуженное наказание. В то же время не надо забывать, что ничто на Земле не случается без Божьего промысла, на всё есть Его воля. В том числе и на попустительство юродствующих грешниц. Кощунственно думать, что всемогущий Бог не знал о готовящемся безобразии, а зная, не смог его остановить. Знал, но не остановил.

Зачем Господь попустил Pussy Riot? Патриарх полагает, что «возможно, Господь проводит нас через эти испытания в святые дни Великого поста для того, чтобы мы все осознали ответственность за землю нашу, за Русь Святую, за веру». Но в таком случае провинившиеся являются лишь орудием в руках Божьих, и стоит ли их наказывать? Этому трудно поверить, уж слишком всё непристойно. К тому же антицерковные выступления не ограничиваются Великим постом. Ему предшествовала череда кощунственных действий: покушения на священнослужителей, поджоги храмов, разрубленные иконы и др. Более того, враги обнаружились и среди священников, о чём во всеуслышание заявил патриарх Кирилл: «Среди нас есть предатели в рясах...».

Значит, случившееся имеет иной сакральный смысл. Вероятно, целью было привлечь внимание к какой-то нарастающей в обществе болезни, проявлением чего стал скомороший танец в храме Христа Спасителя. Так в медицине по внешнему признаку диагностируют скрытое заболевание, подлежащее лечению. Для этого используются три способа. Симптоматическое лечение воздействует на симптомы, в данном случае — осуждение за совершённый грех. Патогенетическое лечение блокирует механизмы болезни — выявление заказчиков панк-молебна и их наказание. Главным же является этиологическое лечение, направленное на устранение причин. Иначе будем бесконечно гоняться за следствиями. Осудим одних — появятся другие, что уже и случилось: в Севастополе появились последователи, пытавшиеся аналогичным «панк-молебном» осквернить православный храм.

Откуда рождаются тёмные силы, восстающие против Русской православной церкви? В советские годы их в помине не существовало, помыслить такое было невозможно. Церковь пользовалась авторитетом, даже среди своих гонителей. Её запрещали, разрушали, но уважали. В 90-е годы общество приветствовало религиозный ренессанс. Число православных храмов увеличилось за последние двадцать лет в пять раз, с трех до шестнадцати тысяч — ежедневно открывалось по три храма. Количество монастырей выросло в 200 раз, превысив их число на территории бывшей Российской империи. Все надеялись, что это приведёт к увеличению любви, добра, справедливости.

Тем неожиданнее стал трагичный результат. По сравнению с 1990 годом грех против заповеди «не укради» (грабежи и разбои) взметнулся на 337%, против заповеди «не убий» (убийства) подскочил на 120%, неверие в Творца (самоубийства) выросло на 85%, грех прелюбодеяния (разводы) поднялся на 58%. Сатанизация общественного духа поразила все социальные слои, оказавшись настолько сильной, что благие церковные намерения не смогли ей противостоять.

Значит, церковь что-то не понимает, в чём-то ошибается, сама, возможно, совершает тяжкие грехи, включая членов Священного синода и патриарха. Ведь безгрешен только Бог. Что если Господь попустил Pussy Riot, дабы заставить иерархов взглянуть критически на самих себя? Когда-то Христос учил: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Для этого нужен беспристрастный анализ собственных деяний на предмет выявления греховных поступков. Наиболее кричными, по мнению автора, являются следующие ситуации.

I. Тягчайшее среди религиозных прегрешений — хула на Святого Духа. Как оценил бы Христос заявление патриарха Кирилла, что Бог покарал советский народ фашистским нашествием, избрав Гитлера орудием божественного возмездия? В годы большевиков было много неправды и зла. «... Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших... И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны...». Война есть «...явление Божественной справедливости...».

Патриарх решил, что имеет право выдавать свою личную ненависть к СССР за позицию Бога, не удосужившись даже поинтересоваться Его истинным мнением. Ведь позиция Русской православной церкви на эту тему уже озвучена 22 июня 1941 года митрополитом Сергием (с 1943 г. — патриарх): «...Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству...».

Какое из двух противоположных заявлений соответствует христианскому духу? Если спросить миллионы замученных в крематориях и погибших в боях православных, католиков, протестантов, мусульман, иудеев, ответ будет однозначным. Клевещет тот, кто выставляет всемилостивого Бога кровожадным тираном, не брезгующим чудовищными средствами для мести.

Истинный же промысел Божий на ту войну, пожалуй, в том, чтобы показать человечеству: оставленный без контроля дьявол обладает огромной силой; но даже на вершине славы он не всемогущ; победить его способен народ, отринувший «золотого тельца» ради строительства справедливого общества. Для этого Господь и попустил фашистскую чуму, благословив СССР на великую победу. Даже простил большевикам гонения на церковь в 1920-30-е годы. Ибо знал, окажись на их месте нынешние иерархи, пролилось бы ещё больше крови. Протоиерей В. Чаплин открыто призывает, что верующие тогда «...должны были отвечать всей силой оружия ...против большевиков. Нравственное дело... христианина, — уничтожить как можно больше большевиков.., свергнуть большевистскую власть».

II. Великим грехом церкви является сокрытие мессианской сути Иисуса Христа в создании Царства Божия на земле. Об этом Он прямо говорил: «...благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». В отличие от Царства Небесного, куда души умерших приходят на всё готовое, Царство Божие должны построить на земле сами верующие. Это общество братских отношений между людьми, счастливых в следовании заповедям нового мира «не от мира сего». Хозяином здесь выступает трудящийся народ, на что Христос прямо указывает в притче о богатых виноградарях: «...отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

В этом, вероятно, заключается национальная идея и всемирная миссия России — вместе с Иисусом Христом стать во главе человечества в движении от капитализма и коммунизма к Царству Божию на планете (Более подробно — см. монографию автора «Возвращение Христа. М., 2012).

III. Тяжким грехом является нарушение второй заповеди Бога: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...». О том же говорит Христос: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах...». Даже себя Спаситель просит не именовать возвышенно: «...что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог».

Поэтому церковь идёт против Всевышнего, наделяя живущих грешников титулами: «Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Святейший и Наисвятейший Владыка, Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреосвященство, Блаженнейший митрополит, Милостивый Отец». Даже нежное слово «батюшка» — это изящная хитрость дьявола, позволяющая затем сказать «отец», добавив всё остальное. И учителями не называйтесь «...ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы братья». В таком случае словом «брат» и надо обращаться к священникам: брат Алексий, брат Кирилл, а в официальных ситуациях — использовать церковное звание: иерей, дьякон, митрополит, патриарх.

IV. Что явилось источником «сатанинского» влияния, поглотившего страну? Церковь сводит проблему к нравственной испорченности людей, требуя от них молиться и каяться. И «не замечает», что нынешний капиталистический строй целиком замешан на смертном грехе «сребролюбии», основой которого является криминальный механизм первоначального накопления капитала. Либеральный идеолог П. Бунич в 1992 году призывал: строить новую экономику должен класс людей, свободных от общепринятой морали и имеющих достаточное количество средств, добытых посредством перекачки партийных денег, спекулятивной приватизации или еще каким-либо способом. Для этого, писал Е. Гайдар, государство должно обеспечить «...надежные гарантии неприкосновенности частной собственности безотносительно к властным или криминально-силовым возможностям ее владельца». Иначе, объясняет А. Чубайс, не могли появиться «стратегические инвесторы», способные за один-два года накопить огромные состояния для приобретения гигантов социалистической индустрии.

И церковь этому активно способствовала. Патриарх Алексий II, поздравляя перед телекамерами президента страны Б. Ельцина с днем рождения, вручил ему статуэтку Иоанна Крестителя, назвав проводимые либеральные реформы вторым крещением Руси. За заслуги перед церковью его даже наградили высшей христианской наградой — «Орденом Гроба Господня». Митрополит Кирилл в интервью Н. Сванидзе в девяностых годах одобрил капиталистические преобразования. Продолжая дело Б. Ельцина и Е. Гайдара, В. Путин и Д. Медведев превращают всё в бизнес: здравоохранение, образование, культуру, спорт, воинскую службу, административную деятельность и др. В такой среде коррупция есть не происки отдельных личностей, а неизбежная реакция людей на социальные условия, где мерилом всего служат деньги. Первый мэр Москвы Г. Попов даже предлагал не считать взятки пороком, а узаконить их как рыночный способ оплаты услуг чиновников.

«Не к Храму» оказалась эта дорога. Почему же тогда Священный синод не призывает президента В. Путина покаяться в выборе греховного пути, чтобы обрести жизнь вечную? Неужели иерархи забыли предупреждение Иисуса о Судном дне: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

V. Отказ от строительства Царства Божия на земле привёл церковь к поглощению мамоной. Христос учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут». Как контрастирует это с жизнью церковной элиты: роскошь интерьеров, золото одеяний, строительство дворцов, дорогие машины, личные самолёты, часы на руке патриарха за десятки тысяч евро. Самое страшное, что порок «сребролюбия» стал возводиться в достоинство, когда преимуществом перед богатыми церковь ставит не превосходство духа, а владение «золотым тельцом». Места моления превращаются в торговые лавки. Но ведь известно, как поступил Учитель с торгующими в Храме: перевернул их столы и выгнал вон, хотя торговали там жертвенными животными.

Иисус предупреждал: «...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Отсюда понятна глухота патриарха Кирилла к нищенствующим учителям, которым он посоветовал самоистощиться. «Педагогика — это область аскетики. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого». Но разве патриаршее служение уже не область аскетики и самоистощения?

Передача музейных ценностей в собственность церкви сделает её «тело» богаче. А станет ли духу от этого лучше? Ведь священники не смогут на пожертвования содержать в надлежащем состоянии уникальные иконы, фрески; проводить профилактические и реставрационные работы; охранять их от краж. Придётся обращаться к государственному «карману». Но государство не имеет права тратить бюджетные средства в пользу чужой собственности. В результате культурные сокровища придут в негодность, их разворуют, понастроенные храмы опустеют и закроются, как было в 1930-х годах.

VI. Известно: сатана приходит «в белых одеждах» и готов сделать все, лишь бы получить взамен людские души. Можно ли считать святым храм, да ещё и главным по стране, если он не является собственностью церкви, арендующей для богослужения всего 7% площади, а остальные 93% используются как бизнес-центр? Можно ли называть его храмом Христа Спасителя (ХХС), если истинный ХХС уничтожен большевиками, а этот — копия, новодел, выстроенный в рекордный срок как символ гордыни в победе над большевиками. Разве не симптоматично, что патриарх Алексий II в ответ на недоумение академика Д. Лихачева по поводу «стройки века», ответил: «Я тоже против этого строительства. Но на меня оказали давление». Поэтому Pussy Riot скоморошествовали не в православной святыне, а на арендуемой у московского правительства территории копии ХХС.

Да и истинный ХХС был возведён с совершением тяжкого греха: на этом месте тогда снесли церковь «Всех святых» и Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века. По преданию, игуменья Алексеевской обители прокляла то место и предрекла, что ничто не устоит здесь долго.

VII. Попущением Pussy Riot Бог проверил, насколько православные готовы не на словах, а на деле следовать второй важнейшей Христовой заповеди: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас...». Оказалось — не готовы. Патриарху следовало не митинг-моление устраивать против грешниц, раскалывая общество, а сообща помолиться за их спасение. Христос учил различать зло и злого человека. Со злом надо бороться, а за злого человека — молиться: «не противься злому». Иоанн Златоуст говорил, Господь показывает Свой гнев к тем, которые осуждают ближних, будучи не безгрешными сами: «...очевидно, и брата своего судишь не из доброжелательства к нему, но из ненависти и желания опозорить его». Тем более что к юродивым на Руси всегда относились со снисхождением.

Церковь должна научить и руководителей государства уважительному отношению к врагам, напоминая Христову заповедь: «...во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...». Нарушив эту истину расстрелом Дома Советов, президент Б. Ельцин лишил себя места в раю, став отцом политического экстремизма и террора, придав злу легитимную силу. А сколько ненависти последовало в ответ на оскорбительные слова — «мочить в сортире». В трагедии Беслана нет оправдания бесчеловечному поступку террористов. Но духовная позиция президента В. Путина оказалась не менее жестокой. Отказавшись от предложенных переговоров, он поставил на одну грань свою политическую гордыню и жизни сотен детей и женщин. В тот миг патриарх должен был посоветовать главе государства поступить так, будто среди заложников находятся его жена и дочери? Сразу нашлось бы решение, в котором и честь сохранится, и люди не погибнут.

***
Никогда не поздно покаяться и исправить ошибку. В отношении Pussy Riot по-христиански было бы усмирить гордыню и обратиться в суд с просьбой о прощении грешниц. Их заточение вызовет мощный внутрироссийский и международный протест, противостоять которому без имиджевых потерь церковь не сможет. Неизбежна дискредитация всего православия, отождествляемого с жестокосердными иерархами. А ближайшие конкуренты возвысятся, оказавшись добрее. Недаром уполномоченный Совета муфтиев России имам Н. Мустафин уже заявил: «Истинные верующие мусульмане простили бы девушек из Pussy Riot. Это нас обязывает сделать Сунна нашего Пророка». Неужели мусульмане милосерднее?