“ИДIОТЪ”

Вадим Виноградов. “ИДIОТЪ”

Экранизация русской классики! Как ждет её русское сердце! Как трепещет оно в ожидании, боясь увидеть хотя бы один дорогой образ не таким, каким он живёт в его сердце. Ведь, на экране должны появиться образы его родных и друзей, которых он хорошо знал и о которых хранит память несмываемую никакими его житейскими заботами и всевозможными обольщениями ураганного мiра.

 

И какова же бывает его несказанная радость, когда он увидит любимый образ не только неискаженным, но ещё и раскрытым режиссером и исполнителем роли так глубоко, о чем он и не догадывался, и не ожидал, что его друг, оказывается, был ещё прекраснее, чем он его представлял.

Если же, хотя бы один персонаж среди совершеннейшего великолепия всего ансамбля оказывался совсем не таким, каким создал его автор, то эта ложка дёгтя портила для него весь во всем остальном замечательный фильм.

Чтобы не быть голословным, приведем пример подслушанного мнения о двух выдающихся экранизациях.

Экранизацию Сергея Аполинарьевича Герасимова “Тихий Дон”, воз-можно, признали бы фильмом всех времен и народов, если бы в фильме была… Аксинья. То есть, на экране, конечно, присутствует актриса, играющая Аксинью, но это совсем не Аксинья Шолохова.

Скажут: – Да, эта Аксинья Герасимова! Режиссеры теперь вона как изменяют все авторские образы, особенно на театре, да и в кино тоже. И хорошо, что меняют, только бы не упрощали, только бы не искажали! Ведь и все, например, блистательные Мелиховы – все образы Герасимова, но они не слабее шолоховских, они, как и шелоховские волнуют сердце. В то время, как Аксиния в этом фильме, все-го лишь, исполнительница роли Аксинии.

Причина этой беды Сергея Аполинарьича объяснена спустя 50 лет – Нонна Мордюкова отказалась сниматься в этом фильме. Режиссер, видимо, из-за отчаяния уже берет, кого попало, понимая, что настоящей Аксинии в фильме не будет. Но это знание причины, по которой “Тихий Дон” остался без Аксинии, только удовлетворяет любопытство, но фильм лучше не делает.

И другой пример, “Дядя Ваня” А. Кончаловского. Тоже блистательная экранизация пьесы Чехова, но… с фальшивым Астровым. На экране вместо Астрова… Бондарчук – Дымов. Астровым тех лет мог стать только О. Ефремов. И без него симфонии актерского ансамбля не получилось.

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ