Экс-главком ВВС Дейнекин: новейший Т-50 летает как утка

На модерации Отложенный

Как минимум 50 тысяч человек пошли по стопам Владимира Путина и приехали на авиашоу в Жуковском. Там в течение трех дней отмечали столетие ВВС. Вчера на репетиции праздника побывал президент. Сегодня за полетами наблюдал Егор Низамов.

100 лет – это величественный юбилей, и отметить его решили подобающе. Еще в июне российский президент Владимир Путин провел совещание по подготовке праздника и, как потом сообщила его пресс служба, «указал на необходимость серьезно наращивать возможности стратегической, армейской, военно-транспортной авиации».

Вчера, побывав на генеральной репетиции праздника, он назвал конкретные цифры. До 2020 года, по словам президента, на вооружение поступит более 600 новых самолетов и 1000 вертолетов, и это не считая модернизированных систем.

Это примерно половина от числа воздушных судов, которыми сейчас располагают ВВС. Такие задачи, конечно, можно только приветствовать, и на празднике в Жуковском многие говорили, что российская авиация переживает подъем.

В самом деле – достижения авиапромышленности можно было увидеть на расстоянии нескольких десятков метров, прямо там, в небе над аэродромом.

Например, истребитель четвертого поколения Су-35, который выполнял невероятные маневры. ВВС заказали 48 таких самолетов к 2015 году, и этот контракт, скорее всего продублируют. Но – машина того же поколения есть и у конструкторского бюро Микояна – это МиГ-35. И ее почему-то никто заказывать не собирается, ее судьбу уже шестой год никак не могут решить.

Такой перекос можно объяснить законами рынка и конкуренцией. Но есть и другой крен в российском авиапроме, который объяснить сложнее. Истребители и другую тактическую авиацию спонсируют и заказывают. А что ждет дальнюю авиацию, стратегическую, и военно-транспортную, пока не ясно. Перспективные разработки, вроде Ан-70, Ан-124, уже давно находятся на стадии проекта и дальше не прогрессируют. Бывший главнокомандующий ВВС Петр Дейнекин согласен с тем, что такой дисбаланс есть, и его стоит исправить.

Дейнекин: Крен был в сторону тактической авиации, будем так говорить, и результат вы видите сейчас в виде летающего истребителя  Т-50. Ему, я думаю, ошибочно приписывают джентльменский набор всех тех боевых задач, которые способен выполнять самолет. Я думаю, что это не получится. Это как утка: ни летать толком не умеют, ни плавать. Не надо отдавать предпочтение чему-то одному, считать элитой ВВС десантные военно-воздушные войска или океанский флот. Сила в том, что мы разные и должны дополнять друг друга.

К тому же некоторым кажется, что Россия стала чрезмерно зависеть от западных поставщиков оборудования. Мало того, что это делает технику уязвимой, так еще и экономически это недальновидно.

В 2008 структуру российских ВВС реформировали. Появились четыре командования, и авиаполки заменили авиабазами – чтобы сконцентрировать самолеты на меньшем количестве аэродромов и таким образом сэкономить. Полковник запаса ВВС Вячеслав Дубров и подполковник Игорь Суворов сказали ДОЖДЮ, что новая структура спорная, но надо верить в лучшее.

Дубров: Скептически отношусь к темам, которые сегодня происходят в ВВС, потому что ВВС как класс ликвидировали. Техники мало, летчики молодые уходят, из 80-ти летчиков, выпускников ВВС-2011, 60 уволились, к сожалению.

Суворов: Сейчас я действительно понимаю, что ситуация изменилась в лучшую сторону. Умом Россию не понять, в Россию нужно только верить.

Реформа, подобная нынешней, уже когда-то проводилась – в 1978 году. Восемь лет спустя ее отменили. Возможно, сейчас над российской авиацией проводят такой же эксперимент. И можно только верить в то, что он окажется успешным.