МАХАТМА (УЧИТЕЛЬ КОСМОСА) В.И. ЛЕНИН

 

  Валентин Митрофанович Сидоров (28 апреля 1932 года, Воронеж — 16 июля 1999 года, Москва) — русский поэт, писатель, ученый, общественный деятель. Член Союза писателей СССР (1966), кандидат филологических наук (1978), профессор Литературного института имени А. М. Горького, основатель Всесоюзной (с 1991 года — Международной) Ассоциации «Мир через Культуру».

 

РЕРИХ И ЛЕНИН (автор В.М. Сидоров)

 



Сближение имен - Рерих и Ленин - многим, очевидно, покажется произвольным и некорректным. Что общего между гением искусства и гением политики, между духовным учителем и вождем Октябрьской революции? А общее было. Их роднило то, что может быть названо планетарным мышлением. Стремительное и противоречивое развитие нашей цивилизации давно привело к выводу, что Ноmо Sарiеns, если он хочет выжить, если хочет доказать, что он действительно разумное существо, должен превратиться в Ноmо Planeticus, т. е. человека планетарного уровня сознания. К этой, пока еще крайне немногочисленной, когорте космочеловечества принадлежали Рерих и Ленин. Поэтому в тайну Ленина можно проникнуть, лишь становясь на космическую точку зрения, лишь опираясь на космическое Учение Живой Этики, которое исповедовал Рерих.
В дни жесточайшего духовного кризиса, когда у людей уходит почва из-под ног в буквальном и переносном смысле слова, я бы посоветовал им постигать Ленина через Рериха.

О ПОНЯТИИ "МАХАТМА"

Оно пришло к нам из Индии. В Бхагавадгите, книге, являющейся Евангелием индуизма, говорится так:
Если тысячи солнц свет ужасный
В небесах запылает разом -
Это будет всего лишь подобье
Светозарного лика Махатмы.
Как видите, понятие по сути своей космично. К простым смертным, а тем более к общественно-политическим деятелям, оно не прилагается. Но исключения из правила есть. В XX столетии их было два.

Первое - Мохандас Карамчанд Ганди, который вошел в сознание людей как Махатма Ганди. Он жил и действовал как бы осиянный светом сокровенного священного понятия, поскольку мир был широко оповещен об этом.
Второе - Владимир Ильич Ленин. О том, что он причастен Братству Махатм, при жизни никому не было известно. Впервые (но уже после смерти Ленина) представители советской власти узнали об этом из сообщения Рериха. Но информация как носящая мистический характер долгие годы держалась под спудом и лишь сравнительно недавно стала достоянием гласности.

Конечно, такого рода сообщение в наше время, когда происходит процесс тотального ниспровержения фигуры Ленина, с неизбежностью порождает рой недоуменных вопросов. Как совместить в сердце и сознании своем столь несовместимые начала? Можно ли высочайшим понятием "Махатма" покрывать как принцип ненасилия, живым олицетворением которого является Ганди, так и принцип революционного насилия, последовательным проводником которого был Ленин? Ответ на эти вопросы - а они возникали с незапамятных времен - содержится в той же Бхагавадгите, на страницах которой Кришна накануне решающего сражения терпеливо объясняет колеблющемуся Арджуне необходимость исполнения воинского долга как самой священной обязанности его.
Ответ на эти вопросы можно получить также, вчитываясь в Евангелие, где наряду с проповедью всепрощения и ненасилия заучит прямо противоположный призыв: "Не мир Я вам принес, а меч".
И никакого противоречия здесь нет. Дело в том, что воплощение принципа насильственных и ненасильственных действий зависит напрямую от конкретной ситуации, а также от вековых традиций и психического склада того или иного народа. Диалектика жизни настолько сложна, что невозможно абсолютизировать тот или иной принцип. Кстати Ленин и Ганди их не абсолютизировали. Общеизвестно высказывание Ленина: "Мы в идеале против всякого насилия над людьми". Красный террор он считал вынужденной мерой, обусловленной ожесточением гражданской войны. Но как только стало спадать напряжение, уже в январе двадцатого года он отдает распоряжение не только об отмене террора, но и об отмене смертной казни.
А вот что пишет ближайший сподвижник и ученик Махатмы Ганди Джавахарлал Неру: "Ясно, что концепция ненасилия значительно больше связана с побуждением, с освобождением от желания совершить насилие, с самодисциплиной и умением сдерживать ярость и ненависть, нежели с физическим уклонением от насильственных действий, когда они становятся необходимы и неизбежны". Не на внешнем различии между Лениным и Ганди стоило бы концентрировать внимание, а на их внутреннем сходстве. Оно зафиксировано в следующих словах отца индийской нации: "Не может быть никаких сомнений, что за идеалом большевизма - благородное самопожертвование мужчин и женщин, которые отдали все ради него. Надобно сказать, что их человеческие судьбы во многом аналогичны. И тому, и другому сопутствовала атмосфера непонимания. К сожалению, космическое сознание с трудом стыкуются с земным. Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример их самоотверженности будет прославлен в веках и будет делать этот идеал все более чистым и прекрасным".