На периферии олимпиады, или не плюйте в колодец!

На модерации Отложенный

На периферии олимпиады, или не плюйте в колодец!

Как и полагается писателю, тем более беспощадному сатирику, начну издалека.
Благодаря статьям в международных газетах и интернете известно, что в последнее десятилетие министерства обороны Великобритании и США завалены судебными исками. Их бравые, с голливудскими подбородками солдаты и офицеры, которые были направлены в зоны военных действий, по возвращении домой впали в ступор от всевозможных депрессий. «Дикие гуси» войны, попав на войну, с ужасом обнаружили, что там – кто бы мог подумать! – стреляют. Причем так быстро, что некогда об этом посоветоваться со своим психоаналитиком даже по скайпу. Теперь «супермены» кроме нехилых зарплат требуют еще и неслабую компенсацию. Иски подают участники боевых действий и в Северной Ирландии, и на Фолклендах, и в Боснии, и в Персидском заливе… Претензия одна: «Нас не подготовили к ужасам войны!».
Шестьдесят лет назад, жарким летом 1952 года, во всемирных Олимпийских играх впервые приняли участие советские спортсмены. Без анаболиков и гормонов роста, без промоутеров и сумасшедших призовых фондов они взяли там 22 золотые медали и 19 бронзовых. Оставив позади по числу наград всю Европу, Австралию и уступив только США.
У тяжелоатлета Евгения Лопатина одна кисть была малоподвижной (ее перебило пулеметной очередью в бою под Ерзовкой, где Лопатин командовал ротой противотанковых ружей). Он взял на Играх серебро!
Гимнаст Грант Шагинян был хромым (его ранило в ногу в 1943-м), что не помешало ему завоевать две золотых и две серебряных медали, покорить зрителей выступлением на коне и обогатить спортивный лексикон термином «вертушка Шагиняна».
У борца Якова Пункина на ковре подергивалось плечо – нервный тик после контузии (из-за нее, треклятой, он в бессознательном состоянии попал в плен и прошел через ряд концентрационных лагерей). Это не сделало менее беспощадным его коронный прием – бросок с прогибом. Он взял на тех Играх золото. (И не надо говорить, что всех, кто вернулся из немецких концентрационных лагерей, посадили в наши.)
Тяжелоатлет Василий Удодов всего за семь лет до выступления в Хельсинки весил 29 кило и не мог самостоятельно передвигаться (семнадцатилетним он был угнан немцами из Ростова и в конце концов оказался в Бухенвальде). Удодов завоевал золотую медаль.
Бухенвальд прошел и гимнаст Виктор Чукарин – он попал туда из другого лагеря смерти, Бременфорда. Отходя, фашисты заперли его с другими пленниками в трюме баржи, но, к счастью, потопить баржу не успели. На той Олимпиаде Чукарин выиграл абсолютное первенство, получив четыре золотых и две серебряных медали.
У боксера Сергея Щербакова не сгибалась ступня (боец отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД, короче спецназовец-диверсант, он получил ранения, которые едва не привели к ампутации ноги). На Олимпиаде стал серебряным призером.
Чемпионом в беге на три тысячи метров с барьерами мог стать Владимир Казанцев. Он уверенно лидировал, но, неудачно преодолев яму с водой, порвал связку и завоевал только серебряную медаль. Знал ли его соперник, американец Гораций Ашенфельтер, что Казанцев воевал с 41-го года и на Калининском фронте получил тяжелую контузию?
Гребец Юрий Тюкалов, взявший в Хельсинки золотую медаль, был блокадником. Детство он провел за тушением зажигательных бомб и предыдущую медаль – «За оборону Ленинграда» – получил в 12 лет.
Эти имена можно перечислять долго: фронтовики, блокадники, узники концлагерей, чудом не попавшие в газовую печь, и составили костяк советской сборной.
Казалось бы, после того, что эти люди пережили и хлебнули, согласно всем учебникам психологии, им оставалось только засесть дома мышью и до конца жизни прятать хлеб под подушку. Но нет! Они повели себя ровно наоборот! Показали всему миру, что радость жизни – лучший допинг! Что Олимпиада после ужасов войны – семечки. Что прыгнуть на искалеченных ногах дальше всех – ерунда, если ты сумел уцелеть в окопе, проутюженном танком.
Возвращаюсь к современным англоговорящим ветеранам. У меня такое ощущение, что шок, который они испытывали в Ираке, унес больше жизней, чем мины, заложенные «благодарными» иракцами.
Битва на Фолклендах, от которой их ветераны до сих пор не могут опомниться, началась в апреле 1982 года, кончилась в июне. Убито 258 человек. У нас, извините, в деревенских «стенка на стенку» больше кладут. А у них – шок на всю жизнь, алкоголизм, наркомания, депрессия и требования предоставить бесплатно услуги педикюрш.
Гитлеру, затеявшему жуткую войну ради появления на свет сверхчеловека, создать такового не удалось. Зато спровоцировать получилось. Развязанная им война таки создала сверхлюдей, богов, олимпийцев. Советских олимпийцев.
А все потому, что тут действует простой закон. Воевать на чужой территории замечательно для экономики, но губительно для морального духа. Тогда как воевать за Родину – губительно для экономики, но здорово закаляет национальный дух. Шестьдесят лет назад советские спортсмены выступали за Родину так же, как воевали, – с равной неукротимостью. При том что с точки зрения современной спортивной медкомиссии все они инвалиды. Она бы их на соревнования не выпустила. Ну разве что к параолимпийцам.
Зато как сильно было в каждом чувство Родины, которую они защитили!
Олимпиада 1952 года вошла в историю по многим причинам. В том числе и в номинации «Единственные Игры, которые не были закрыты». Президент МОК Зигфрид Эдстрем на церемонии закрытия произнес пафосную речь, но забыл про традиционные слова «Объявляю Игры закрытыми». И что же? Он оказался прав. Россия тогда лишь открыла свою первую победную олимпийскую страницу…
Да, в большом спорте в СССР не обходилось без политического давления. И руководители нередко, как говаривал в таких случаях Анатолий Тарасов, путали божий дар с яичницей. Проиграл – значит, чуть ли не предатель.
Но стратегически советский спорт пребывал на подъеме, нужно было только, чтобы зарубцевались военные раны. Через четыре года в Мельбурне сборная СССР оставит далеко позади себя американцев – и по зачетным очкам, и по золотым медалям, и по общему числу медалей. И никто из советских вождей ни одному из победителей не подарил ни мерседеса, ни яхты!
Спорт в СССР был по-настоящему массовым. Строились стадионы, бассейны, детские спортивные площадки… Вот простой пример: Россия – страна речная. И почти каждый мальчишка в те годы пробовал себя в гребле. Не аристократы, не студенты престижных университетов, а вся ребятня, включая ленинградца Тюкалова. Советская Россия стала мировым лидером в спортивной гребле – в пример нашему крикливому времени!
Сегодня в России установилась эпоха разобщения. Это иллюзия, что можно построить рай для немногих в условиях унижения миллионов. Для немногих – любые спортивные клубы с лучшими тренерами со всего мира, для большинства – уличная поножовщина, общедоступная водка, дешевые наркотики, в лучшем случае прозябание в компьютерных играх. Но в современном мире счастье для немногих невозможно.
Вот мы и оказались мировой периферией.
В прошлом году один из центральных телеканалов продемонстрировал фильм о 1952 годе. Я оторопел, услышав речь ведущего: «Советский Союз проиграл Олимпиаду, советский спорт показал свою несостоятельность»… И ни слова о том, что это была Олимпиада фронтовиков. Ни слова о том, что поколение, рожденное в 1920–1926-х, – это павшие, израненные и, как редкое исключение, невредимые герои. Статистика Олимпийских игр показывает: в женских соревнованиях олимпийская команда доминировала, в мужских борьба шла труднее. Виновата война. По блестящим результатам женщин можно оценить уровень советского спорта предвоенных тридцатых. Жаль, что в тогдашней программе Олимпийских игр женских состязаний было немного. Это сегодня женская программа не уступает мужской в тяжелой атлетике, борьбе и футболе, а тогда даже женский волейбол не был олимпийским видом.
От подлых фальсификаций нас защитит знание фактов. Память о героях Хельсинки. Они – «не то, что нынешнее племя»…
Я не случайно вспомнил о той Олимпиаде 1952 года сейчас, когда наш спорт разрушен торгашескими реформами, которые привели к падению народного духа!
Предательская торгашеская власть лишила нас чувства Родины.
Еще раз повторю слова, сказанные в предыдущем посте: на собственной Родине мы живем без ощущения Родины!
Большинство телепередач и газетных статей клеймят и позорят наше прошлое. В одной из телепередач у Сванидзе кто-то пытался заклеймить позором тех олимпийцев 1952 года: мол, проиграли в командном зачете Америке. Вот, мол, как слаб был советский спорт. Кстати, подобное утверждение ошибочно. Проиграли по количеству медалей, а по очкам «сыграли» вничью. Ведь очки считаются за первые шесть мест.
Корни российского спорта в спорте советском. Корни дают жизнь всему дереву. Те, кто пришел к власти, сознательно рубят корни нашего дерева, чтобы увядшей листвой было легче управлять. Плюют в колодец, в котором живая вода!
 
P.S. Недавно получил такое письмо:
Все правильно Вы написали, Михаил. Я работаю в околоспорте более 25 лет (дизайнер костюмов), это двенадцатая Олимпиада, на которой спортсмены будут выступать в моих костюмах. Как пример: сейчас делаю костюмы для сборной России по синхронному плаванию (последние буду отправлять в Лондон 8 августа). Вам рассказать, в каких условиях приходится работать? Сейчас доделываю костюмы сквозь слезы и, что называется, на коленке, потому что из мастерской, где я работала, меня выгнали прямо перед Олимпиадой. За двадцать пять лет работы у меня только одна награда: грамота 1988 года за Ванкувер. После этого никому ничего не нужно, только «плати и делись». Дай Бог, наши девочки выступят, как всегда, отлично. И я постараюсь их не подвести несмотря ни на что. Но это будет моя последняя Олимпиада для России. Ни сил, ни желания, ни нервов больше не осталось. Надоело биться головой об стену. Надоело работать не благодаря, а вопреки. Буду одевать конкурентов наших спортсменов, которые ценят и уважают труд. Патриотизма на идиотизм не хватает, увы.
А наши будут одеты в ширпотреб, олимпийская форма тому пример. Мне посчастливилось работать во Всесоюзном доме моделей спортивной одежды во времена СССР. Тогда наша олимпийская форма признавалась лучшей в мире и шилось все на отечественных фабриках. Все чувствовали себя причастными к Олимпиаде. А сейчас «поди-подай-принеси-пошел вон!»
 
Михаил ЗАДОРНОВ