Когда нам лучше жилось?

На модерации Отложенный

Когда нам лучше жилось?

НА ВОПРОС, когда нам лучше жилось, ответить не так просто, как кажется на первый взгляд. Для кого-то всё измеряется личным благосостоянием, а для другого прежде всего необходимо ощущать себя в безопасности, гордиться мощью державы, уважать себя как гражданина и государство, в котором живёшь. 
Но «Комсомольская правда» предложила поговорить лишь о благосостоянии. Автор «исследования», корреспондент «Комсомолки» Д.Смирнов «Жириновский и Плющенко зарабатывают, как фарцовщики 80-х» («Комсомольская правда», 2007, №61-т), объясняет свою инициативу ностальгией по Союзу: «...всё стоило очень дёшево, и при желании любой гражданин мог позволить купить всё что угодно».
Как собственное открытие, он преподносит вывод: «Современный российский рубль по своей покупательной способности равен советской копейке 1980 года». И в доказательство приводит цены на основные продукты и товары: хлеб, молоко, колбасу, спички, фото-, аудио-, видеотехнику, автомобили и бензин. И надо же, всё подтверждается. Неужто стремление к объективности привело газетчика в ряды сторонников Советской власти? Не торопитесь радоваться, попробуем разобраться.
Прежде всего, так ли объективен автор, как хочет казаться? Начнём с зарплаты. И в первую очередь с сегодняшней. Уж больно странные данные приводит «Комсомолка». Средняя зарплата инженера у него 11 тысяч рублей. Из моих ещё работающих товарищей никто столько не получает. Видимо, по случайности она совпадает со средней, провозглашённой за отчётный год по стране. Дотошный корреспондент «Советской России» недавно объяснил благополучную цифру, воспользовавшись другими статистическими данными: 1% зарабатывает у нас 200 тысяч рублей в месяц, 10% — 50 тысяч, нетрудно подсчитать, сколько получается у оставшихся 89%! Четыре с половиной тысячи — нищета!
По мнению автора, рядовой инженер в 1980 году имел зарплату 110 рублей, а начальник отдела — 130. В каком архиве он это нашёл? Рядовой-то мог получать и 110 (по минимуму), но между ним и начальником отдела были ещё старший и ведущий инженер и начальник сектора. А начальнику отдела полагалось 240-260. Разумеется, я говорю об «оборонке», но ведь «демократы» утверждают, что, кроме неё, у нас ничего и не было. 
О рабочих скажу, что квалифицированный токарь или слесарь, не говоря уж о металлурге и шахтёре, в советское время зарабатывал обычно больше инженера соответствующей специальности. И понятно, отчего в исследовании обошли рабочий класс: разница с современными заработками во многие разы. «Сколько бы вы получали в СССР?» — озаглавлена табличка. Намного больше, если речь идёт о производителе материального продукта; намного меньше, если сравнивать «заработки» футболистов, фарцовщиков, спекулянтов и разных посредников.
А замечание автора — «...были ещё «прогрессивка», почти обязательная «тринадцатая зарплата», но всё это выглядело скорее подачкой власти, чем честно заработанными деньгами» — не может не восхитить ветеранов. Это мы-то нечестно зарабатывали? 15 лет «демократы» не могут проесть наше наследство, а туда же. Могу добавить, что были ещё и квартальные премии, всегда разные, в зависимости от выполнения плана, премии по новой технике за внедрение с существенными результатами... С учётом подобного рода доплат средний заработок по году выходил в 1,5-2 раза больше номинального.
И, поскольку я сам пенсионер, как не сравнить состояния этой категории тружеников? В советское время пенсия была 120—132 рубля. Нынче мы с женой, два ветерана труда, получаем чуть более 3000 руб. на каждого. В переводе на советские, по методике корреспондента «Комсомолки», — это 30 рублей. Хочу в СССР!
А кто не хочет? Кроме откровенных воров и торгашей, наверное, те, что занимаются так называемыми услугами? Вот им-то, хозяевам и обслуге, легко дышится в современной РФ. Они-то и уверяют нас, что пути назад в СССР нет. 
Рассматривая аргументы в пользу современной жизни, сразу договоримся, что прогресс бытовой техники нельзя ставить в заслугу «демократам». Показывая пальцем на заморские новинки, которыми завалены полки наших супермаркетов, пропагандисты западного образа жизни забывают сказать, что полтора десятилетия российская промышленность не делает ничего нового и если хвастается, то отвёрточной сборкой. Не стыдно ли сравнивать старую бытовую технику с современной? Взгляните на современные белорусские холодильники и телевизоры — у нас были бы не хуже. И много ли они уступают корейским и тайваньским, разумеется, в своём классе? 
Давайте лучше поговорим о чём-нибудь попроще. Например, о колбасе. Это же любимая тема для «демократов».

Насмешки над колбасой по 2 руб. 20 коп. переходят от юмориста к журналисту. И этот не обошёл. «С чем сравнивать советскую «Докторскую»? С аналогичным сортом российской эпохи? А какого мясокомбината? А какого города? А крысиные хвосты и обёрточную бумагу в рецептуре учитывать?»
Молчал бы лучше о качестве. Разоблачать его не стоит труда. Надо ли говорить, что мы помним вкус советской колбасы? Производство говядины и свинины в убойном весе упало в РФ в два-три раза. А колбасу, между прочим, делают именно из них. Нынче в ход идёт преимущественно импорт: из Аргентины, Австралии, Новой Зеландии, Китая... Мороженое-перемороженное, на исходе сроков хранения в гигантских холодильниках. 
Несколько лет назад мне пришлось побывать на одном из провинциальных мясокомбинатов. Незадолго до этого его купили москвичи и, с целью экономии, сразу наладили поставку зарубежного сырья. Спустя пару лет его продукцию местные жители перестали покупать — такую колбасу даже кошки отказываются есть. 
Лучше всего покупать белорусскую колбасу. Она существенно дешевле местной, не говоря уже о московской, да и, надо думать, белорусы не соблазнились зарубежным завалящим сырьём. 
Но ведь в советское время не одна колбаса была отечественной. И в молочных продуктах не сомневались, и в консервах, и в курятине — на всё существовали собственные стандарты, оберегающие от добавок, которые теперь сохраняют продукт в ущерб нашему здоровью. Неужели никто не задаёт себе вопрос: каким образом импортная клубника неделями не теряет товарного вида, в то время как местную надо продать в течение суток? Почему в советское время в колбасу для сохранности добавляли чеснок, а не химические консерванты? И отчего нынче пиво хранится по шесть, а то и по 12 месяцев?.. 
Нет никакой надежды на тех, кому по долгу службы положено заботиться о нашем здоровье. Почти всё, ранее недозволенное, пропускается через границу здравого смысла. 
В магазинах, особенно московских, полки завалены продуктами с иностранными этикетками: даже пирожные из Испании, даже йогурты — импортные! Правда, чем дальше от Москвы, тем больше их обходят покупатели. Сказать по совести, в первую очередь из-за цены. Если бы и на 90% колбаса состояла из сои, нашла бы своего покупателя — была бы приемлема по цене. Нищета у нас — необыкновенная.
Вот так, уважаемая «Комсомолка»! А вы задеваете советскую колбасу. Боюсь, что хорошей колбаски и элите нынче не едать. ГОСТ надо соблюдать! Нынче при покупке научились смотреть на изготовителя, а при Советах и не интересовались — всё, что продавалось, было одного, отличного качества. Кстати о ГОСТах. Спросите у старых метрологов, они вам скажут, что советские стандарты намного жёстче западных. И в особенности во всём, касающемся качества продуктов, лекарств, безопасности. 
Самое главное — «Комсомолка» загнала в конец своего «анализа», едва ли не мелким шрифтом: «Что не стыкуется: стоимость жилья, платная медицина и коммунальные платежи». О самом больном скороговоркой и походя? «Рынок недвижимости в Советском Союзе был настолько мал, что сравнивать его с нынешним просто смешно... в подавляющем большинстве квартиры не покупались, а получались из рук государства». «Сколько ни ругали советскую систему здравоохранения, но денег она с граждан не брала. Максимум — коробку конфет. Расходы же на нынешнее медобслуживание способны пробить брешь в любом кармане. Не поддаётся сопоставлению». И, наконец, «в переводе на советские дензнаки за жильё мы платим немыслимо: от 20 до 30 рублей в месяц. То есть на собственной шкуре познаём то, чем пугала советская пропаганда в своих репортажах с Запада». Но, значит, не пугала, а говорила правду?
И что же остаётся от предвзятого сравнения? Нет, определённо: хочу в СССР!
Если у нас и был дефицит товаров, то в современной РФ — дефицит денег. Но, странное дело, при Советах у всех в конце концов оказывалось то, о чём мечтали: и красивая мебель, и автомобиль, и холодильник, забитый продуктами. Правда, всё больше появлялось людей с иными потребностями, удовлетворяющимися образованием, наукой, искусством, но это тема другого разговора. Кредо коммунизма: от каждого по способностям, каждому по потребностям! Вот только потребности имеются в виду не обывательские. Потому и ориентировалось государство не на производство предметов роскоши, а на обеспечение здоровой интеллектуальной жизни. Образование — бесплатное, наука — посчитайте советских ломоносовых.
К чему я веду и чем хочу закончить? За счастье надо считать, если мы вернёмся даже не к СССР, а к его подобию — с народнохозяйственными планами, с заботой о тружениках, о безопасности, о качестве товаров и качестве жизни. Так что вперёд — в СССР, как бы он ни назывался! Без него нам никак.