НАЧАЛО ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ: "Длинная телеграмма"

На модерации Отложенный

 

фото

 

Кеннан и его "длинная телеграмма"

 

 

         В 1947 году в июльском номере американского журнала Foreign Affairs, одного из главных аналитических центров Новой Британской империи, появилась статья "Истоки советского поведения", подписанная "X". То же самое мистер "Икс" уже писал - однако в закрытом порядке, год назад, в служебном документе, вошедшем в историю дипломатии под названием "длинная телеграмма".

         Автором "длинной телеграммы" и статьи в Foreign Affairs был сотрудник американского посольства в Москве Джордж Кеннан.

 

* * *

 

       Джордж Кеннан-младший родился 16 февраля 1904 года в Милуоки, штат Висконсин, в обеспеченной семье. Получил имя в честь дяди - знаменитого Джорджа Кеннана-старшего. В 1865 году Кеннан-старший, молодой телеграфист, участвовал в русско-американской экспедиции, изучавшей возможность прокладки телеграфной линии из Европы в США. Экспедицию свернули через два года (нужные задачи решил трансатлантический кабель), но Кеннан-старший за это время объездил всю Сибирь. Дома он сменил профессию, стал журналистом-русофобом, с годами - известным, при этом считался ведущим "экспертом по русским делам", главой "Общества друзей русской свободы".

         Кеннан-младший закончил военную школу в Висконсине, продолжил учебу в Принстонском университете. Именно там он увлекся проблемами международной политики, и в первую очередь - отношениями между США и Россией. В 1925 году, сразу после окончания Принстонского университета, поступил на службу в разведку Госдепартамента США. После недолгого пребывания в Женеве руководство направило его в трехлетнюю аспирантуру в один из европейских университетов при условии, что он возьмется за изучение какого-нибудь редкого языка. Кеннан-младший выбрал Берлинский университет и русский язык в надежде получить затем назначение на работу в Советский Союз. Позже он работал под прикрытием в американском дипломатическом представительстве в Риге, и, наконец, в 1933 году Кеннана направили в посольство США в Москву. В 1937-м его отозвали в США, в 1938-м отправили в Чехословакию, потом в Германию. Затем в 1944-м он снова прибыл в Москву.

         В феврале 1946 года Джордж Кеннан замещал Аверелла Гарримана на посту посла США в Москве. Российские СМИ отмечают, что среди прочих документов, прибывших из Вашингтона, Кеннан случайно наткнулся на запрос от Государственного департамента и Министерства финансов проанализировать советские заявления по поводу различных международных финансовых институтов, возникших после войны, чтобы прояснить истинные цели и мотивы советских вождей в их послевоенной политике. Задание представляло собой не бог весть что - обычная рутинная работа. Но Кеннан усмотрел в этом шанс (Аргументы недели. 2007.19 июля). Но вот был ли он случайным? Вполне может быть, что такой доклад был заказан Госдепартаментом США заранее, и Кеннан блестяще выполнил заказ как главный американский аналитик по СССР.

 

* * *

 

         Когда в ходе первой мировой информационной войны происходят совпадения, следует подумать о том, являются ли они в действительности совпадениями. Уж слишком близки по смыслу анализ Кеннана и речь Черчилля, которую многие считают объявлением холодной войны. "Фултонская речь" Черчилля прозвучала 5 марта 1946 года, а "длинная телеграмма" ушла из Москвы в Вашингтон почти двумя неделями ранее - 22 февраля. В принципе можно говорить о синхронности действий.

Познакомившись с тезисами предстоящего выступления Черчилля, президент Трумэн воскликнул: "Превосходная речь!" Кеннан в мемуарах замечает: "Президент, я полагаю, прочел мою телеграмму". Я считаю, что не только президент США, но и Черчилль прочел "длинную телеграмму". Они не просто совпали, они были синхронизированы и скоординированы по времени - точка зрения американского дипломата в Москве, мнение знаменитого британского политика, взгляды "белодомовских" ястребов во главе с президентом. И координацию действий осуществлял Аллен Даллес, который еще осенью 1945 года на закрытом заседании "Совета по международным отношениям" сформулировал базовые принципы новой доктрины информационной войны против СССР.

         Так осенью 1945 года начинался новый этап информационной войны. В результате управляющего импульса А. Даллеса родилась одна из самых длинных (и уж точно самых знаменитых) официальных телеграмм в истории. Телеграмма No 511 содержала 8 тысяч слов. Через полтора года ее текст под названием "Истоки советского поведения" был опубликован в журнале Foreign Affairs под псевдонимом "X" (Kennan G.F. The Sources of Soviet Conduct // Foreign Affairs. 1947. July. No 25).

         "Длинная телеграмма" ушла из Москвы в Вашингтон 22 февраля 1946 года. Ныне в США она выставлена в музее и занимает, говорят, многометровый стеллаж. Но это, видимо, потому, что она размещена на телеграфной ленте: самого текста страниц семь.

         О чем Кеннан писал? Приведу выдержки из этого концептуального документа с комментариями автора.

 

         Секретно

         Телеграмма посольства США в Москве No 511

         ("Длиннаятелеграмма")

         22 февраля 1946 года.

         (Источник: Foreign Relations of the United States. 1946. No 6. P. 696-709).

         Ответ на послание Департаменту за No 284 от 13 февраля содержит настолько запутанные, деликатные и непривычные для нашего образа мысли формулировки, которые одновременно являются крайне важными для анализа международного окружения, что я не в состоянии уместить ответы на вопросы в одном кратком сообщении без риска представить их в слишком упрощенном виде. Я надеюсь, Департамент не будет возражать, если я изложу ответ на вопросы в пяти частях, каждая из которых будет заключать в себе следующее:

         1. Особенности советского мировоззрения после Второй мировой войны.

         2. Основы этого мировоззрения.

         3. Его проецирование на реальную политику на официальном уровне.

         4. Его проецирование на неофициальном уровне.

         5. Практические выводы с точки зрения политики США....

         Часть 5: Практические выводы с точки зрения политики США

В итоге мы имеем политическую силу, которая фанатично верит в то, что с Соединенными Штатами невозможно неизменное сосуществование, что разрушение внутренней гармонии нашего общества является желательным и обязательным, что наш традиционный образ жизни должен быть уничтожен, международный авторитет нашего государства должен быть подорван, и все это ради безопасности советской власти.

         От автора

         Отдавая должное аналитическим талантам Кеннана, истины ради следует сказать о том, что выводы Кеннан сделал неправильные. Сложно сказать, заблуждался ли он. Скорее всего, все-таки не заблуждался, а готовил документ для руководства, который от него ждали. Ведь уже с августа 1943 года военные штабы Британской империи и США планировали начать третью мировую войну, войну против СССР. Поэтому у СССР были все основания опасаться за свою безопасность. Советская разведка ставила обо всех этих планах в известность руководство СССР.

         Кеннан

         Эта политическая сила, полностью подчинившая себе энергию одного из величайших народов мира и ресурсы самой богатой национальной территории, берет свое начало в глубоких и мощных течениях русского национализма.

         От автора

         Заказной характер чуть ли не случайно отправленной в Вашингтон "длинной телеграммы" подтверждается именно этим вышеприведенным тезисом. Ведь в сталинском СССР началась реализация геополитической доктрины Руси "Москва - Третий Рим". По сути, это был концептуальный разворот России-СССР от внешне навязанной глобалистской концепции марксизма к национально-ориентированной геополитической доктрине. Именно поэтому сталинский СССР стал угрожать самим основам мирового колониального господства Британской империи.

         Кеннан

         Перед нами стоит сложнейшая задана найти способ совладать с этой силой. С проблемами такой сложности еще не сталкивалась наша дипломатия и, смею предположить, вряд ли столкнется в будущем. Это должно стать отправным пунктом работы нашего генерального политического штаба в настоящий момент.

        От автора

         Ключевой задачей, поставленной Кеннану как главному американскому специалисту по СССР, было найти уже упоминавшиеся слабые звенья для нанесения мощных информационных ударов по архетипам советского народа. Такая задача, скорее всего, была сформулирована после провала операции "Немыслимое", то есть осенью 1945 года, Алленом Даллесом после его назначения на пост руководителя "Совета по международным отношениям". И Кеннан, кадровый сотрудник разведки Госдепартамента США, более полугода готовил аналитический отчет, главным выводом которого стал вывод о возможности победы над СССР в информационной войне. Потому что военным путем победить СССР было невозможно.

         Кеннан

         Я не осмелюсь предложить здесь готовые ответы. Но я бы хотел выразить свое убеждение в том, что в наших силах решить эту проблему, не прибегая к общему военному конфликту.

В поддержку своих взглядов представляю здесь некоторые наиболее обнадеживающие данные своих исследований:

         1. Советская власть в отличие от власти гитлеровской Германии не является ни схематичной, ни авантюристической. Она не следует жестко установленным планам. Она не рискует без необходимости. Невосприимчивая к логике рассуждений, она весьма восприимчива к логике силы. По этой причине она может легко ретироваться - что она обычно и делает - в любой момент, когда встречает сильное сопротивление. Таким образом, если противник достаточно силен и ясно показывает готовность использовать свою силу, ему редко приходится применять силу. Если выбрать правильную линию поведения в таких ситуациях, то не возникнет необходимости проводить унизительные переговоры с противником.

         2. По сравнению с западным миром в целом Советский Союз гораздо слабее. Таким образом, его успех будет зависеть от степени сплоченности, целенаправленности и решительности, которую западный мир может ему противопоставить. И в нашей власти повлиять на этот фактор.

         3. Успех советской системы как формы власти внутри страны еще не доказан окончательно. Необходимо наглядно продемонстрировать, что она может выдержать решающее испытание успешного перехода власти от одного отдельного лица или группы лиц к другому. Смерть Ленина стала первым таким переходом, и его последствия губительно сказывались на советском государстве в течение 15 лет. После смерти или отставки Сталина будет второй переход. Но даже это не будет решающим испытанием. Вследствие недавней территориальной экспансии советская власть внутри страны испытает ряд дополнительных трудностей, которые однажды уже подвергли суровым испытаниям царский режим. Здесь мы убеждены, что никогда еще с момента прекращения гражданской войны русский народ не был в эмоциональном плане так далек от доктрин коммунистической партии, как в настоящее время. В России партия стала гигантским и на сегодняшний день преуспевающим аппаратом диктаторского правления, но перестала быть источником эмоционального вдохновения. Таким образом, внутреннюю прочность и стабильность коммунистического движения еще нельзя считать гарантированной.

         От автора

         Кеннану удалось нащупать слабое звено в СССР - это проблема плавного перехода власти от одного отдельного лица или группы лиц к другому. Таким образом, именно Кеннан, человек, длительное время проживший в России, правильно определил направление главного удара в информационной войне против СССР. Именно Кеннан заявил о необходимости создания "генерального политического штаба в настоящий момент", то есть генерального штаба информационной войны против СССР. Скорее всего, Кеннан имел в виду "Совет по международным отношениям". По сути, именно Кеннан определил дальнейшую судьбу ставропольского комбайнера М. Горбачева еще в 1946 году. Созданный на базе "Совета по международным отношениям" генеральный штаб информационной войны против СССР поставил перед британо-американскими спецслужбами главную задачу - искать и продвигать в советской номенклатуре людей, способных содействовать распаду СССР. Начался поиск будущих Горбачевых внутри советской номенклатуры, которые в нужный момент должны были повести СССР в направлении распада.

         Кеннан выделил также главное направление информационной войны против СССР в послевоенный период - это осуществление тайных информационных операций по воздействию на систему принятия решений в СССР в переходный период, при смене политических элит. Кеннан, безусловно, тщательно проанализировал опыт проведения информационных операций в России разведкой Британской империи. Ведь именно британская разведка МИ-6 добилась назначения на пост министра иностранных дел Российской империи в 1910 году Сазонова, который предпринял титанические усилия по организации вступления России в Первую мировую войну, ей совершенно ненужную. Кеннан справедливо выделил трудности перехода властных полномочий в СССР. После смерти В. И. Ленина развернулась яростная внутриполитическая борьба. Ставленником Британской империи в руководстве СССР был Троцкий-Бронштейн. Однако в борьбе с силами Британской империи победил И. С. Сталин, которого поддерживали национально-патриотические силы.