Предприниматель о реакции Путина на письмо Макаревича

В реакции Владимира Путина на письмо рок-музыканта Андрея Макаревича о беспрецедентно высоком уровне коррупции особенно впечатляет его призыв с таким же письмом «обратиться и к предпринимательскому сообществу, ведь в значительной степени они тоже идут по этому пути, пытаясь добиться конкурентных преимуществ в борьбе со своими конкурентами, в том числе, скажем, за государственные заказы».

Наш «всенародно избранный» грант видит первопричину коррупции в невоспитанности предпринимателей и в их антиконкурентных действиях. Это, дескать, плохие бизнесмены, дающие такие большие откаты.

И тут же нашлись лизоблюды, подтвердившие «обоснованность» его позиции.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил: «коррупционные практики поддерживаются бизнесом и не существовали бы, если бы российское бизнес-сообщество было более нетерпимым к такого рода случаям».

Как, оказывается, всё просто. Достаточно «перевоспитать» бизнес и «коррупционные практики» перестанут существовать, коррупция будет искоренена.

Такие заявления, — это скорее не глупость, а наглость и борзость, выступление в защиту действующей коррупционной системы.

Ведь откаты при Путине уже давно стали частью идеологии государственной службы и многими госчиновниками расцениваются как их «естественный» заработок. Коррупция в современной России — это даже не столько криминал, сколько целый теневой рынок с жестко установленными неписанными правилами. И за их соблюдением строго следит государственная машина и наш суд, превратившийся, как сказал Андрей Макаревич, в машину для наказания неугодных.

Если предприниматель отказывается играть по этим правилам и не платит откаты и взятки, то он автоматически ставит свое предприятие на грань ликвидации и создаёт для самого себя реальную угрозу уголовного преследования.

Говорю это как предприниматель, как директор приборостроительного предприятия, знающий эту систему изнутри.

Чтобы обойти проблему откатов и взяток, приходится принципиально отказываться от участия в каких-либо аукционах и конкурсах и не работать ни с государственными, ни с муниципальными органами власти. Приходится поставлять продукцию только коммерческим предприятиям.

Но как быть тем предприятиям, которые поставлены в такие условия, что не могут выжить без госзаказов, для которых оставшиеся 30% после уплаты 70%-ного отката становятся шансом на выживание. Перед ними встаёт альтернатива — либо признавать установленные путинскими госчиновниками «правила игры» и давать откаты, либо ликвидировать свой бизнес. Выбор невелик.

Путин Деньги

Скажете, есть и третий вариант — бороться против этой системы. Но каждый ли на это решится. Ведь в обществе распространено мнение, что «с системой бороться невозможно», а каждый предприниматель, кто вступит в эту борьбу, наверняка подвергнется уголовному преследованию.

У нас в стране за десять лет по экономическим статьям осуждено 3 млн. человек, из которых 90% — это предприниматели.

Я и сам, как предприниматель, подвергался уголовному преследованию за своё выступление против коррупции в системе Ростехнадзора.

В 2007 году было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ «по факту производства и сбыта продукции, не отвечающей требованиям безопасности», хотя никаких требований к безопасности этой продукции не существовало и от её распространения не было и не могло быть нанесено какого-либо ущерба. Дело было закрыто в связи с отсутствием события преступления. О нём я говорю как о показательном примере — не хочешь платить взятки и откаты, то ликвидируй свой бизнес, а если пытаешься бороться с коррупцией, то будешь нести ответственность по статье УК РФ. Принцип презумпции виновности любой предпринимательской деятельности у нас в стране действует неукоснительно.

Кое кто считает, что Владимир Путин прав, что дача откатов — это приём недобросовестной конкуренции при госзакупках и для борьбы с беспределом в этой сфере надо обращаться в антимонопольную службу.

Обращаться конечно можно, но только это бесполезно. ФАС России с её руководителем, выходцем из Санкт-Петербурга Игорем Артемьевым, это составная часть путинской системы власти. Стоит ли ждать от ФАС России эффективного противодействия откатам, если эта служба сама участвует в распиле бюджетных средств.

Более того, ФАС России, по нашему опыту, неизменно выступает против предпринимателей и защищает законность действий госчиновников, имеющих явные признаки коррупции.

Если же проявить настойчивость и выступить с критикой антимонопольной службы, то надо ожидать преследования за критику. Мы, например, от ФАС России трижды получали официальные письма с угрозой уголовного преследования, а статс-секретать ФАС России А.Ю Цариковский А.Ю. усмотрел преступление в разработке наукоёмкой продукции и направил на нас заявление в Генеральную прокуратуру.

ОВД по Пресненскому району г.Москвы вынесло отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению Цариковского А.Ю. Но кто гарантирует, что в другой раз и на заявление ФАС России против другого предпринимателя не будет иначе. И потому этот пример показывает, что ФАС России — это скорее не защитник, а враг добросовестных предпринимателей.

Проблема откатов во многом обусловлена тем, что реально 60-70% экономики у нас находится под управлением государства. А где госчиновники, где есть необходимость что-то согласовывать, ходить по кабинетам и просить дать выгодные контракты, там всегда будут откаты.

Нужно просто прийти к рыночной конкурентной экономике, покончить с «вертикалью власти». А если коррупция составляет основу существующей системы власти, то глупо надеяться на снижение откатов и, тем более, винить в этом предпринимателей, говорить об изменении ментальности общества и говорить о «воспитательной компоненте» в отношении кого-либо.